Этот вопрос недавно обсуждали на съёмках ток-шоу «Внеклассный разговор», которое вскоре выйдет в эфир на «Московском образовательном» канале. В дискуссии участвовали два директора школ, эксперты, но больше всего говорили сами столичные школьники - герои программы и зрители.
Как выбирали?
Тамара Зухубая, 10-классница «Курчатовской школы», про себя уже всё поняла: она, как бабушка, будет врачом. Поэтому вполне сознательно выбрала профильный класс по химико-биологическому направлению.
Девушка увлечённо рассказывает как о теоретических занятиях, на которых они углублённо изучают анатомию, так и о практических, где учатся оказывать первую медицинскую помощь и делать элементарные процедуры - измерять давление, накладывать компрессы.
Николай Гриднев, 10-классник школы № 2129, тоже непоколебим в своём желании стать актёром. Он давно занимается в театральной студии и профиль выбрал соответствующий.
Но многие из ребят-зрителей пока не знают, кем бы хотели стать. Однако профили уже работают, и выбирать пришлось. Как это происходило? Вот несколько объяснений.
«Поскольку у меня всегда было хорошо с точными предметами и я их знаю неплохо, решила пойти на социально-гуманитарный профиль, чтобы подтянуть ещё и эти знания».
«Я сейчас в 10-м классе, но понимаю, что пойду учиться в инженерный вуз. А мой друг, хоть и в 11-м, не мог определиться. Но ему тоже интересны математика и программирование. По моему совету он выбрал этот же профиль».
Чем помогают родители?
Конечно, без участия семьи профили не выбирают - так же, как и будущую профессию. Но если для кого-то из ребят взрослые - просто советчики, то другим подчас приходится противостоять папам и мамам. Одна девушка рассказала, что воспротивилась желанию родителей выбрать направление, которое даёт знания для поступления в финансовый или экономический вуз, и предпочла художественный профиль, потому что пойдёт в модную индустрию.
Другая долго боролась с желанием отца отправить её на химико-биологическое направление, а затем - в медуниверситет. Она понимала, что отец желает ей только хорошего. Знала, что он сам когда-то хотел стать врачом, но не смогла согласиться: всё-таки медицина - его мечта, а не её.
Антон Хоанг Зыонг Фам, 11-классник школы № 1631, по совету родителей учится на социально-гуманитарном направлении. Он согласился с ними: заниматься международными финансовыми операциями - интересно, перспективно и прибыльно. Но во время обсуждения признался, что, если бы в его школе был спортивный профиль, пошёл бы туда - это, по его мнению, самое мужское дело.
Сколько направлений?
Может ли школа помочь ребёнку определиться с выбором? Директора и учителя убеждены: может. Для этого в московских образовательных учреждениях появляются предпрофильные классы. В той же «Курчатовской школе», где учится Тамара Зухубая, нынешние ученики начальной школы уже могут попробовать себя в роли химиков - в оснащённой современным оборудованием лаборатории. Не понравилось - можно потом углублённо заниматься точными науками или, наоборот, литературой. И потом уже будет более понятно, что ближе.
Да и в старших классах профиль - это необязательно выбор один раз и до самого аттестата. Его можно поменять и в 10-м, и в 11-м классе. Таким образом, введением профильного образования школа дала возможность детям искать и проявлять себя - чтобы потом, после окончания, их выбор дальнейшего жизненного пути был более осознанным.
В лицее № 1560 сейчас несколько направлений: социально-гуманитарное, социально-экономическое, химико-биологическое, физико-математическое. Думают, что откроют и другие. Но, кроме того, по словам Ирины Ждановой, директора лицея, ребятам предлагают и индивидуальные программы обучения. Это значит, что к стандартной программе добавляется углублённое изучение одного или нескольких - на выбор - предметов. То есть ребята сами конструируют свои профили.
В их программах могут уживаться друг с другом такие несовместимые в обычных профильных классах дисциплины, как, например, математика и мировая художественная культура или физика и литература. С учётом «индивидуальных профилей» их количество в лицее № 1560 можно определить уже двузначной цифрой.
В студии были дети, которые учатся по индивидуальным программам, в том числе математики, убеждённые, что жизнь не может быть интересной без литературы. Илья Бронштейн, директор школы № 1371, рассказал им о своём школьном друге-математике. Тот вывел формулу написания… сочинений по литературе. И всякий раз в классе было 2 лучших сочинения - Ильи Михайловича, до мозга костей гуманитария, и его друга, до мозга костей математика.
И школьники, и директора по итогам обсуждения оказались единодушны: чем профилей в школе больше, тем лучше.
Мнение эксперта
Виктория Забродская, педагог-психолог школы № 2036:
- Среди старших школьников таких, кто не уверен в себе и поэтому не может сделать выбор - куда идти учиться после школы, чем заниматься в жизни, - примерно треть. Это много. За них выбор, конечно, делают родители, а они послушно его принимают.
Какими соображениями обычно руководствуются папы и мамы? «Эта профессия обеспечит материальный достаток». Или: «Здесь я помогу тебе устроиться после института». Или: «В семье все врачи, и ты продолжишь династию». Однако это ли нужно ребёнку, чтобы потом чувствовать себя реализованным и успешным?
К счастью, уже несколько лет в городе работает специальная программа, которая помогает детям профессионально ориентироваться. Причём начинается работа в самом раннем возрасте - в начальных классах и даже в дошкольных учреждениях.
Во что играли родители сегодняшних старшеклассников в своём детстве? В учителей, врачей, строителей. А теперь дети перестали играть в социальные игры - у них компьютеры, гаджеты. Тем самым эта естественная цепочка профессионального становления оборвалась в самом своём начале. И система образования пытается восстановить её, предлагая малышам интерактивные занятия о разных профессиях. Буквально на днях прошёл первый городской слёт педагогов, занимающихся профориентационным воспитанием, - было много мастер-классов, очень интересно. Следующий такой слёт пройдёт уже в феврале.