Без всякой иронии
В исследовании, которое прошло в мае нынешнего года, приняли участие более 42 тысяч учеников из 609 школ города. Основное требование - все ребята должны быть в возрасте 15 лет, то есть в большинстве своём девятиклассники. Выяснилось, что наши подростки не просто «больно умные», как иногда сердито отзываются о них родители, а просто умные - без всякой иронии. Например, исследование читательской грамотности показало, что навыки работы с информацией у наших ребят лучше, чем у их сверстников из подавляющего числа стран - участников исследования. Математическая грамотность тоже на высоком уровне - московские подростки из 100 школ по результатам опередили Гонконг и Сингапур, а 26% школьников находятся на высших уровнях математической грамотности.
Ну что, дорогие родители, у вас ещё есть какие-то вопросы?
Кстати, когда сравнили учащихся и школы с наивысшими результатами в математической грамотности, то выяснилось, что наши ребята показали результаты выше, чем (страшно сказать!) у лучшей образовательной системы - Шанхайской.
Общий итог таков: по уровню читательской и математической грамотности московская система образования находится на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира, а по уровню естественно-научной грамотности - на уровне топ-20.
Школьники - обычные
Исследования проводились без всякой предварительной подготовки: каждая школа предоставила список всех учащихся в возрасте 15 лет. А потом комиссия отбирала в произвольном порядке по 85 человек разного уровня подготовленности и успеваемости - в том числе не самых блестящих учеников. То есть картина получилась максимально объективная.
«Мы преодолели ситуацию, когда высокие результаты показывали только отдельные московские школы, - сказал Исаак Калина, руководитель Департамента образования города Москвы. - Сегодня топ-300 московских школ, а в них обучается 63% школьников столицы, дают результаты, сопоставимые с лидирующими образовательными системами мира. Не «элитарные» участники сделали нам такой результат, а самые обыкновенные школьники».
Всё это результат большой работы по реформированию столичного образования на протяжении последних пяти-шести лет. Например, в олимпиадах стали принимать участие абсолютно все школы, а не только «продвинутые». А это значит, что планка повышается для всех.
Кроме того, было усилено внимание к дополнительному образованию, которое помогает дошкольникам и школьникам разных возрастов развиваться всесторонне, гармонично. Да и сами ребята с удовольствием посещают кружки и секции. А школы самостоятельно анализируют как свои достижения, так и ошибки, стараясь минимизировать собственные просчёты.
На уровне лучших образцов
«Это был смелый шаг со стороны представителей органов власти Москвы, так как PISA оценивает успехи в области образования по критериям, отличным от российского учебного плана, - отметил Андреас Шляйхер, директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). - Я могу поздравить всех с высокими результатами, которые продемонстрировали московские школы. Они сравнимы с результатами стран Восточной Азии, чьи образовательные системы признаны высшим образцом».
Таким образом, показатели московских образовательных учреждений, согласно итогам исследования, можно сравнивать с показателями лучших школ Шанхая, Сингапура, Финляндии, Японии и Гонконга. Наши ребята опережают и своих сверстников из школ большинства европейских стран.