Помню своего директора школы в Балашихе 30 лет назад. Достойная женщина, все её любили, но совершенно «старорежимная». Есть ли стандарты, каким должен быть директор сегодня, что должен знать и уметь?
Н. Андреев, Балашиха
Этот вопрос волнует не только вас: 19 мая губернатор Московской области Андрей Воробьёв открыл первый семинар для директоров школ Подмосковья «Менеджмент и современные подходы в образовании». Организовать его просили сами руководители учебных заведений, чтобы повысить качество образования.
Зачем учиться учителю?
Гостями семинара стали президент Сбербанка России Герман ГРЕФ, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, директор школы «Летово» Михаил Мокринский, руководители образовательных учреждений, представители муниципалитетов, учёные и эксперты.
«750 тысяч школьников учатся в Подмосковье, - говорит Андрей Воробьёв. - У нас 1400 школ, в ближайшее время в рамках программы президента мы построим ещё 230. Огромные ресурсы нашего региона будут направлены на то, чтобы каждый ребёнок мог получить качественное образование. Подмосковье на хорошем счету, система среднего образования региона стабильно входит в пятёрку лучших, но останавливаться на этом было бы неправильно. Мы ищем, думаем, хотим, чтобы каждая школа имела свою особенность и возможность раскрыть таланты, дать качественное образование. Для этого нам всем нужно учиться». Видео с семинара губернатор выложил на своей страничке в Instagram.
Ведущие и инновационные методики преподавания предметов, технологии лидерства мировых образовательных организаций, вопросы о новых подходах в управлении, оценке качества школьного образования - всё это обсуждали на семинаре. Герман Греф рассказал о новых ориентирах и тенденциях образования в мире.
«16-18% всех студентов - это ребята из Подмосковья, - поделился Анатолий Торкунов. - Наш многолетний мониторинг региона с точки зрения подготовленности абитуриентов показывает, что Московская область всегда находится на одном из первых мест. В 2015 г. МГИМО пришёл в Московскую область - мы открыли наш Одинцовский кампус и летом 2016 г. провели первый полноценный набор бакалавров и магистров».
От чего зависит успех?
«Секретов у нас несколько, - поделился один из самых успешных директоров России Михаил Мокринский. - Первый заключается в том, что собирается команда, которая решает идти далеко. Второй секрет в том, что команда любит учиться, помогает друг другу учиться. Третий - это цели, которые перед собой ставит команда, - день ото дня они становятся всё более конкретными и амбициозными. К основному сценарию прибавляются инструменты».
Семинар шёл на трёх тематических площадках. В секции «Менеджмент в образовании» речь шла об эффективном управлении финансами в общеобразовательных организациях, стилях принятия решений современными директорами школ, руководстве учебными учреждениями на основании данных. «Стратегия развития школы. Ресурсы успеха», «Государственно-общественное управление школой как ресурс её успешного развития», «Персонификация обучения как элемент стратегии развития школы» - эти темы были вынесены в работу тематической площадки «Концепция развития школы». В секции «Формирование команды» поднимались вопросы профессионального стандарта учителей, подготовки и развития педагогического состава, эффективных российских и мировых методик.
«Больше всего директоров записалось на секцию «Менеджмент в образовании», которую провели представители Высшей школы экономики. Там обсуждали и управленческие вопросы, и финансово-экономические, и стратегические. Мы понимаем, что 95% успеха школы - это директор. Но у директора должна быть команда, в первую очередь его помощники, заместители, подбор учителей», - убеждена министр образования Московской области Марина Захарова.
10 критериев оценки школ
- Портфолио директора
- Команда/кадры
- Результаты итоговой аттестации
- Результаты ЕГЭ (ОГЭ)
- Топ 100, 200, 500
- Олимпиады
- Информатизация
- Условия обучения
- Работа с родителями
- Активити (внеурочная деятельность)