Столичные школы заняли ведущие позиции в российском Топ-500 общеобразовательных организаций, суммарно им принадлежит почти 32,7% мест — почти треть. Рейтинг был разработан в Московском центре непрерывного математического образования с целью выяснения организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки учащихся.
Математический подход
Как пояснили АиФ.ru эксперты, рейтинг лучших школ России 2014–2015 гг. строился на ряде стандартных параметров — количественном составе учащихся, участии школьников во Всероссийских олимпиадах и др. Для включения в перечень рассматривались образовательные объекты, в которых есть хотя бы один победитель или призёр такой олимпиады, сообщили специалисты.
Важным моментом был подсчёт и сравнение результатов не ЕГЭ (Единого госэкзамена), а ОГЭ (Основного государственного экзамена). Это своеобразный аналог ЕГЭ, который проводится в 9-х классах. Такой подход, по словам организаторов, позволил более дифференцированно подойти к оценке целей и задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями, и увеличить охват исследуемых школ и учащихся — с 700 тысяч до миллиона человек.
Для начисления дополнительных баллов учитывались степень подготовленности школьников к дальнейшему обучению в старшей школе и в вузах.
Окончательный балл рейтинга высчитывался так: баллы по параметру ОГЭ и те, что начислялись за участие в олимпиаде, складывались по определённой схеме, а полученный результат умножался на коэффициент конкурсного набора, объяснили эксперты.
Исследование пригодится всем, включая родителей, уверены представители властей.
«Этот рейтинг задаёт навигатор и является опорой системы образования, а также важен для родителей, которые выбирают для своих детей школы», — подчеркнул министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Равный старт
В результате проведённых исследований выяснилось, что наибольшее количество мест в рейтинге Топ-500 отдано столичным школам. Они заняли 139 позиций в списке, что позволяет назвать их лучшими в стране.
Методика подсчёта позволяет говорить об абсолютной объективности данных. «Этот рейтинг — чистая математика. Нет никаких экспертных оценок, нет никаких заявок и красивых презентаций, нет никаких сборов. Мы учитывали только образовательные результаты: качественное массовое образование и развитие талантов школьников — участие в олимпиадах и их результаты», — рассказал составитель рейтинга, директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
По его словам, отдельно был определён и Топ-25 лучших школ, где более половины позиций также занимают московские школы, лицеи и гимназии. В десятку лидеров вошли школа № 57, школа-интернат «Интеллектуал», школа-интернат им. А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова, лицей № 1535, лицей «Вторая школа», школа № 1329, гимназия № 1543. Своё преимущество показали и профильные учебные заведения. Школы с углублённым изучением иностранных языков, физико-математические, химико-биологические, с индустриально-технологическим профилем — все они продемонстрировали достаточно хорошие результаты и стали лидерами рейтингов в своих группах.
Лучшие школы Москвы не только обеспечивают высокий уровень образования для молодых москвичей, но и улучшают всю столичную учебную сферу, уверены эксперты.
«Эти школы являются серьёзными локомотивами развития системы образования. У нас есть надёжная платформа развития образования, за которой тянутся все остальные и которая даёт нам возможность говорить о серьёзных качественных изменениях в этой области», — считает заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.
«Мне приятно отметить, что в Москве 32% обучающихся учатся в школах, вошедших в Топ-500», — подчеркнула она.
Специалисты связывают такие достижения столичных общеобразовательных учреждений с существенным улучшением всей системы образования Москвы.
«Рост всех показателей рейтинга — это, конечно, неизбежное следствие того мощнейшего роста качества образования, который мы наблюдаем за последние 5 лет», — уверен Иван Ященко. По словам эксперта, позитивные изменения есть повсеместно: все столичные школы компьютеризированы, здания отремонтированы, модернизирована материально-техническая база.
Кроме того, было построено более 250 новых объектов в этой сфере.
А это значит, что у учеников и учителей есть всё необходимое как для реализации различных творческих задач, так и для работы над стандартными образовательными проектами. Для этого, по данным московских властей, была существенно изменена система финансирования школ, она стала максимально прозрачной, и в итоге все дети смогли получить равные возможности для старта.