Госдума готовит законопроект о «золотом стандарте» образования. Как и чему будут теперь учить детей? Как изменится перечень учебников?
Разгрузить учителей
«Сегодня закон описывает учебную программу как примерную, рекомендательную, — рассказала председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. — Ничего обязательного в законе не закреплено. Мы должны выстроить вертикаль образования, когда за него отвечает государство».
Депутаты предлагают законодательно принять основные образовательные программы — «золотой стандарт» знаний для всей страны. И закрепить полномочия разработать эти программы за Минпросвещения. Это снимет и излишнюю нагрузку с учителей, ведь сегодня им приходится постоянно составлять программы и отчитываться. Обычно после того, как дети уходят на каникулы, учителя еще минимум до середины июня пишут программы на основе примерных и рекомендованных. Новый законопроект выступит как поправка в закон о разбюрократизации учителей.
При этом если у школы есть желание и возможность преподавать какие-то предметы более углубленно, сверх «золотого стандарта», развивая таланты детей, то это право у них останется — в рамках инженерных, математических классов, агрошкол и т. д.
«Наша задача — создать равные образовательные возможности во всех 80 тыс. образовательных учреждений, из которых больше 40 тыс. школ и остальные — дошкольные учреждения, независимо от социально-экономического статуса семьи и места расположения образовательной организации, — отметил директор департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максим Костенко. — Поступая в новую школу, ни один ребенок не должен испытывать дискомфорта, сложностей с адаптацией в новом коллективе. Это будет достигнуто благодаря тому, что мы перейдем от вариативных образовательных программ к базисным учебным планам, понятным всем учителям. Нужны единые требования к таким ключевым предметам, как русский язык, история, география, обществознание и др. Даже в дошкольном образовании сейчас есть 21 программа. Порой сложно педколлективу, а родителям и подавно, понять, какая самая эффективная и нужная для ребенка».
«Ответственность за выбор обязательного основного содержания, базы, должна лежать на Минпросвещения, а не на директоре, учителе и т. д. А дальше школа сама решает, готова ли она давать дополнительные знания детям сверх этого “золотого стандарта”», — уточняет Ольга Казакова.
Как учить учителей?
Сейчас в стране 1,2 млн педагогов, и вузы постоянно готовят новых. И у них тоже должны быть единые стандарты подготовки, считают ректоры ведущих педагогических университетов.
«Ключевая фигура, которая реализовывает программы, — учитель. В условиях разгула либерализма считалось, что надо готовить вариативно развитого педагога. Понятно, что эти вопросы надо пересматривать, — считает ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. — Было подготовлено ядро высшего педобразования учителей. Наша задача — формирование личности, гражданской идентичности будущего педагога. Такие стандарты мы приняли и для системы среднего профобразования, где готовят педагогов. Это не означает ограничения самостоятельности».
Всего сейчас в РФ больше 200 вузов, которые готовят педагогов. Поэтому важны единые подходы. «У нас должен появиться единый учебник и в вузах, опора на одну линейку учебников. В результате система повышения квалификации педагогов тоже будет повышаться», — подтверждает ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена Сергей Тарасов.
«Не каяться, а созидать»
Кроме того, депутаты и педагогическое сообщество предлагают навести порядок с учебниками. Например, сейчас по истории их больше 80. По русскому языку — больше ста. Это не создает единообразия, ведь в них не только картинки, но и содержание разное. Ольга Казакова привела пример, что есть учебники истории, где понятие «блокада» не используется, говорится просто об обороне Ленинграда. Это неправильно. Депутаты предлагают обязать Минпросвещения отвечать за содержание учебников. «Министерство формирует авторские группы для создания учебника, дальше утверждается текст. Далее содержание размещается в открытом доступе, и его может напечатать любое издательство», — поясняет Казакова.
Учитель года России — 2018, преподаватель обществознания и права Алихан Динаев уверен, что 3-4 линеек учебников по каждому предмету достаточно. «Сокращение количества учебников позволило бы нам сконцентрироваться на повышении их качества, — уверен учитель из Чечни. — Сегодня значительная часть детей учебники просто не читает, использует вместо них другие ресурсы, начиная от Ютуба и телеграм-каналов и заканчивая мнением учителей. Спрашиваю у детей, почему они учебник по обществознанию в руки не берут? Отвечают, что это очень сложный, чрезмерно научный язык, отсутствие примеров, которые бы отражали опыт, знакомый самим детям».
Алихан Динаев предлагает пересмотреть и то, как создаются электронные версии учебников. Сейчас это просто отсканированные страницы учебника. А лучше было бы создать полноценную книгу-приложение, где были бы гиперссылки, галереи, фотографии, видео, возможность делиться отрывками в соцсетях, тесты. «Было бы здорово, чтобы в рамках госзаказа был создан такой учебник», — убежден педагог.
Исполнительный директор Ассоциации развития педагогического образования Владимир Шаповалов предлагает обратить особое внимание на то, что до сих пор из учебника в учебник кочуют идеи, навязанные в свое время фондом Сороса и прочими либеральными структурами, направленными на развал страны. «В условиях прокси войны, развязанной против России со стороны Запада, важно формирование гражданской идентичности как основы образования и воспитания, — отмечает эксперт. — Где-то сохраняются идеи 90-х, которые были внесены в наше образовательное пространство, в том числе и фондом Сороса. Учебники были написаны в свое время, и вложенные в них идеи благополучно перекочевывают от одного поколения учебников к другим. В итоге концепты, которые сыграли деструктивную роль в развитии нашей системы образования и государства в целом, существуют и сейчас. Это акцентирование внимания на негативных аспектах исторического прошлого. Они не соответствуют реальности и могут быть восприняты подрастающим поколением неправильно. Наша задача — создать такую литературу, которая бы не требовала от нас покаяния за наши грехи перед кем-то, а вызывала чувство гордости за свою страну, а у наших детей — желание участвовать в созидательных процессах в стране».