В последнее время часто говорят о необходимости индивидуального развития каждого российского школьника. В самых передовых регионах страны, и прежде всего в Москве, для этого уже созданы все условия.
Кому ставить «автомат»?
Так, например, в столице, как подтвердил глава городского Департамента образования Исаак Калина, сформировалась единая система общего, дополнительного, профессионального образования. Но вот парадокс: с одной стороны, ребята получили возможность, обучаясь в одной образовательной организации, одновременно посещать занятия и кружки в любых других, а с другой - единой системы взаимозачётов достигнутых там успехов до сих пор не сложилось. В итоге получается, что кандидат в мастера спорта по гимнастике вынужден наравне со своими неспортивными одноклассниками прыгать через козла на школьных уроках физкультуры.
Аналогичным вопросом задаются и те мамы и папы, чьи дети после уроков ходят в музыкальные школы. Однако особенно наглядно бессмысленность подхода ко всем школьникам страны с единым образовательным шаблоном проявляется в области физического воспитания.
«Есть куча ребят, которые занимаются в спортивных школах. И вот получается, что, скажем, в субботу они защищают спортивную честь города на серьёзных соревнованиях, а накануне, в пятницу, на уроке школьной физкультуры их заставляют прыгать вприсядку и «сажают» ноги, - сетует многодетный папа Александр. - Надо засчитывать внеучебные достижения спортсменов в школе, вместо того чтобы зря гонять этих ребят на уроки физкультуры!»
Впрочем, изменение школьной программы физвоспитания должно коснуться не только школьных спортсменов, но и обычных ребят. Взять хотя бы лыжи. Все привыкли, что зимой в школе на них полагается ходить. Но хорошо, если рядом с домом или школой есть парк, где можно это сделать. А где вести лыжную подготовку, скажем, в Центральном округе Москвы?
Индивидуальный подход
Не пора ли признать, что как минимум в условиях Москвы давно пора засчитывать занятия в спецшколах как результат в школе общеобразовательной и соответственно пересматривать учебные планы. По большому счёту, именно это и является индивидуальной траекторией развития ребёнка.
«Разрешить всем засчитывать результаты давно пора, - не сомневается директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. - Ведь это вопрос здоровья детей и их безумной перегруженности: по факту у сегодняшних старшеклассников установился 20-часовой рабочий день, что не оставляет им времени на жизнь! Надо лишь учитывать, что школьная общеобразовательная программа носит целостный характер и в том числе нацелена на метапредметные результаты и личностное развитие ребёнка: скажем, на тех же уроках физвоспитания ребята учатся ещё и работать в команде. Поэтому при наличии общего разрешения нужно, чтобы в каждом конкретном случае решение принималось консенсусом родителей, педагогов и управляющего совета школы».