Ещё несколько лет тому назад основными инструментами работы учителя были учебник, мел и доска. Сегодня в арсенале педагогов большое количество самых разных гаджетов. Как информационные технологии изменили жизнь преподавателей и школьников, АиФ.ru рассказал учитель истории ГБОУ школа № 630 Алексей Николаев.
Преимуществ много
Оксана Морозова, АиФ.ru: Алексей Валерьевич, за последние несколько лет в школах появилось большое количество гаджетов, как вы относитесь к этой тенденции?
Алексей Николаев: Я сам использую гаджеты. Уже три года работаю со smart-доской, честно говоря, не представляю возвращения к мелу и обычной доске. Однажды мне пришлось работать в другом кабинете, без smart-доски было несколько дискомфортно.
Сегодня в учебном процессе активно применяют планшеты, которые заменяют учебники, сам лично я пока их не использовал, зато наблюдал много уроков с их применением. На мой взгляд, всё зависит от того, какую «начинку» предлагают школьнику. Если это не просто копирование бумажного учебника, то почему бы и нет? Кроме того, подобные книги удобны для самих учеников, им не приходится носить тяжёлые рюкзаки. Это только кажется, что учебники мало весят. Но когда их несколько, плюс тетради, атласы — это существенно. А ещё планшет забыть невозможно, нельзя прийти на урок и сказать: «Я забыл учебник, поэтому не могу сейчас работать».
Широкие возможности использования планшетов открываются во время диагностики учебных достижений. Когда происходит диагностика — главное преимущество заключается в том, что учитель сразу видит, кто приступил к работе, кто быстро сделал задание, происходит моментальное оценивание результатов. Это оптимизирует процесс обучения.
— Как вам работается с электронным дневником и журналом?
— Преимуществ много. Во-первых, электронный дневник очень удобен и для учителей, и для родителей. Бумажный дневник может исчезнуть по разным причинам, а с электронной версией таких проблем нет. Доступ к электронному дневнику возможен круглосуточно с любого электронного устройства.
Во-вторых, электронный дневник даёт возможность родителям узнавать об успехах и неудачах ребёнка довольно быстро: учитель поставил отметку, написал к ней комментарий, родители тут же могут отреагировать, принять меры. Важно, что ребёнок знает об этом, то есть он под контролем.
В-третьих, детям, которые отсутствуют по разным причинам, допустим, из-за болезни, электронный дневник помогает вовремя выполнять домашние задания, отслеживать изучение материала, а также весьма удобна дистанционная форма взаимодействия ученика и учителя. Педагог может дать задание, ребёнок выполнит его и пришлёт на проверку. Не надо звонить родителям, переживать, что школьник может пропустить новый материал и ему будет сложно влиться в учебный процесс.
Что касается журнала, там много интересных функций. Расскажу об одной из них — «ограничение исправления отметок». Она блокирует возможность исправления, в том числе для учителя. Сначала я относился к этой опции скептически, а сейчас очень радуюсь, потому что ребёнок знает, если он написал работу на неудовлетворительную отметку, у него есть определённое время, чтобы её исправить, ведь если не уложиться в срок (у каждой школы он свой), потом не будет такой возможности. Это побуждает школьника ответственно относиться к своей успеваемости.
— Легко ли идёт процесс адаптации к работе с гаджетами? Помогают ли дети учителям, всё-таки современное поколение более продвинутое в этом отношении?
— Действительно, с электронными новинками приходится работать разновозрастным учителям, кто-то быстро адаптируется, кто-то медленнее. Что касается интерактивных досок, то первый год, когда они появились, некоторые запаниковали, но сейчас таких проблем уже нет. К тому же дети нас подстёгивают в этом отношении. Ты же не будешь пугаться доски на их глазах. Учителя — грамотный люди, они быстро привыкают к любым изменениям.
Детям подобные нововведения тоже нравятся, главное — использовать возможности имеющихся гаждетов по максимуму. Скажем, если доску использовать только как экран-проектор, такая функция у неё тоже есть, то это неинтересно подрастающему поколению. Smart-доска позволяет создавать уникальные учебные «продукты» как учителям, так и ученикам. Ученики могут демонстрировать свои возможности в сфере использования современных информационных технологий.
Дверь открыта
— Техническое оснащение многих московских школ действительно впечатляет, а как обстоят дела с зарплатой учителей?
— Средняя зарплата учителя по Москве — 70 тыс. рублей. В нашем образовательном учреждении уровень зарплаты соответствует московскому. Кроме того, вышестоящие органы постоянно отслеживают уровень зарплаты, поэтому сегодня невозможно занизить её. Конечно, такой оклад во многом появился благодаря процессу оптимизации, а значит, росту нагрузки. В нашей школе всё происходит несколько иначе: зарплата растёт не только за счёт роста нагрузки, но и за счёт умной стратегии и политики руководства. Эта давняя тенденция.
— Как изменился педагогический состав за последние несколько лет?
— В школу снова начала приходить молодёжь. Я вижу это своими глазами. Как только кто-то уходит на заслуженный отдых или увольняется по каким-то причинам, на их место приходят молодые специалисты. Обычная история, когда человек сначала приходит к нам в школу на практику, а потом, окончив институт, — на работу.
— С чем это связано, появилось больше мотивации быть педагогом?
— Конечно. Когда я 10 лет назад пришёл работать в школу и получил свою первую зарплату, то подумал, что это шутка. Несколько лет потребовалось на то, чтобы повысить свою квалификацию, пройти аттестацию, а затем и получить более-менее достойную зарплату. Сейчас любой молодой педагог приходит в школу и получает статус молодого специалиста. Первые три года этот статус даёт ему преференции и возможность сделать выбор: будет ли он дальше заниматься педагогической деятельностью. Но сейчас люди редко уходят из этой профессии, меняют место работы — да. Но при этом остаются учителями. Мне кажется, что сегодня те, кто учится в институте, должны понимать, что они идут на неплохую зарплату, им не надо заслуживать её, покажи результаты за 1–2 года, и ты будешь на равных с другими преподавателями, которые работают 15–20 лет. Лично мне пришлось три года добиваться этого. И это было непросто. Дверь открыта, пожалуйста, приходите. Хотя, конечно, есть и другие проблемы.
— Какие, например?
— Страх работать с современной молодёжью. Педагогическое дело надо любить, как любое дело, которым ты занимаешься. Я часто говорю детям: «Очень хорошо, когда хобби становится профессией». Учитель — это когда ты любишь общаться, ты коммуникабельный, открытый, можешь что-то дать своим ученикам. Если эти качества есть и ты идёшь в профессию, велика вероятность, что всё получится.