Кабан в попутчики
Но местные руководители образования проблемы в этом не видят — мол, а что тут удивительного? В деревнях всегда пешком ходили. Вступаться за детей приходится прокурорам и судьям. В Брянской обл. правоохранители обязали администрацию Климовского района организовать доставку детей из села Сушаны в школу — ребятам приходилось проходить более 4 км туда и столько же обратно. Судьбу школьников из д. Городище Зеленодольского района Татарстана, проделывающих такой же путь за знаниями, сейчас решает Конституционный суд республики.
Дороги страха
У школы № 5 с. Круглолесское Ставропольского края автобус теоретически есть: старая развалюха доживает свой век на заднем дворе школы, а дети каждый день топают по 3 км в школу и обратно. У малышей дорога только в одну сторону занимает около часа. И таких примеров, когда дети вынуждены добираться до школы через лес, а то и кладбище, как было недавно с маленькими жителями посёлка Мохнатушка недалеко от Барнаула, по стране масса.
В планах субъектов РФ ликвидировать или реорганизовать в этом году 427 школ, в 2017 г. — 297 и в 2018 г. ещё 220. Наверняка всем родителям пообещают, что детей будут возить в школу автобусы. Но выполнимы ли эти обещания? Требования к школьным автобусам ужесточили: они должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, иметь выдвижные подножки, пристежные ремни и т. д. И потому стоимость их может достигать нескольких миллионов рублей. А дороги нужно оборудовать остановками.
«В нашей деревне школу закрыли этим летом, детей теперь возят в соседнее село, — рассказывает Владимир Ворошилов, председатель колхоза “Верный” Устюженского района Вологодской обл. — Но все автобусы в безобразном состоянии. А где взять денег на новые? Муниципалитет и так на школы почти ничего не даёт. Директора сельских школ только и делают, что ходят попрошайничать по местным предприятиям, чтобы помогли то с ремонтом, то ещё с чем».
Парадоксально, но затеянная ради экономии бюджетных денег ликвидация малокомплектных сельских школ привела к обратному результату. По данным Счётной палаты, в результате оптимизации в 36 регионах страны расходы на образовательные организации увеличились! На содержание сельской школы уходит примерно 5 млн рублей в год. Чтобы купить автобус, построить дороги (без этого ГИБДД не разрешит открыть школьный маршрут), нанять водителя, закупать бензин, нужно намного больше. А если учесть, что после закрытия школы все семьи с детьми уезжают и работать в селе некому, то ущерб получается несравнимо выше. Но обиднее всего людям видеть, когда в администрации для чиновников покупают дорогие авто, а дети вынуждены ездить в школу на ржавых развалюхах или часами топать по колено в грязи.