Выпускники школ, сдающие ЕГЭ, уже определились, на кого будут учиться дальше. Однако через 4 года обучения рынок труда может трансформироваться до неузнаваемости, а часть профессий, в том числе высокооплачиваемых, потеряют статус востребованных.
Так на кого сегодня стоит поступать в вузы? Рассказывает ректор РЭУ им. Плеханова Иван Лобанов.
Фармацевтов потеснили программисты
На рынке труда ситуация меняется быстро. Профессии, которые были востребованы еще несколько лет назад, теряют актуальность. Соответственно, меняется и оплата труда в этих секторах. Отклонения могут достигать пятикратных значений. Мы с помощью больших данных постоянно изучаем рынок как со стороны предложений от работодателей, так и со стороны зарплат. И вот что мы видим.
На протяжении трех последних лет список наиболее массовых профессиональных областей возглавляют сектор IT, транспортники и сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (сварщик, слесарь-сборщик приборов и конструкций, инженер-технолог, фрезеровщик). Несмотря на то, что эти профессии остаются одними из самых массовых, число вакансий значительно снизилось. Так, если в совокупности на эти сектора в 2020 году приходилось 1303,6 тыс. всех вакансий, то в январе 2022 года уже всего 411,9 тыс. Изменилось число вакансий практически по всем секторам, входящим в топ-10: в строительстве их стало меньше на 73,5% (-302,3 тыс.), в автомобилестроении — на 69,1% (-208,1 тыс.), здравоохранении — на 70,4% (-265,6 тыс.).
Большинство вакансий приходится на наиболее массовые профессии, медианная оплата труда в которых варьируется в интервале от 50 до 70 тысяч рублей (это значит, что половина работников имеют зарплаты ниже этих цифр, а половина — выше них — Ред.).
Если до недавнего времени большую потребность в управленческих кадрах испытывала фармацевтическая отрасль (22,3 тыс. вакансий, средняя оплата 66,8 тыс. руб.), то в 2022 году ситуация изменилась. Фармацевтов потеснил сектор IT. Рост оплаты труда сделал это направление одним из самых перспективных. Средняя номинальная заработная плата специалиста, занятого в сфере издания программного обеспечения, за последние пять лет увеличилась с 37,2 тыс. до 120 тыс. рублей (в 3,22 раза). А оплата труда специалистов по веб-дизайну в 2022 году по сравнению с 2020 годом выросла на 37,6% и достигла 127,8 тыс. руб., специалиста по интеграции облачных приложений — на 12% (92,8 тыс. руб.).
Чем мастер по добыче рыбы лучше инженера?
Недостаток рабочих кадров приводит часто к парадоксальным ситуациям. Средняя заработная плата машиниста коксовых машин выше оплаты труда специалиста Форекс-дилера на 37,2%. А мастер по добыче рыбы зарабатывает практически в два раза больше, чем инженер-технолог в авиастроении (115,8 тыс. руб. и 60 тыс. руб. соответственно). Или другой пример: специалист по системам управления полетами ракетоносителей и космических аппаратов имеет среднюю оплату труда 50 тыс. рублей.
Что касается регионального разреза, то Чукотский автономный округ за два последних года сумел потеснить столичный регион по показателю средней заработной платы, несмотря на почти десятикратное преимущество по числу вакансий. Средняя заработная плата в 2022 году по сравнению с 2020 годом в Чукотском АО выросла на 23,8%, в Москве на 22,8%, в Магадане — на 21,3%. В Ханты-Мансийском АО средняя зарплата выросла только на 18,3%. Увеличивается и размах медианного показателя оплаты труда с 15 тысяч рублей в 2020 году до 20 тысяч в 2022 году. Это значит, что половина работников получают зарплату выше 20 тыс., другая половина — ниже 20 тыс.
На кого учиться?
Опросы абитуриентов показывают, что при принятии решения о выборе вуза и специальности продолжают оставаться наиболее значимыми три критерия: престижность диплома, востребованность профессии (уровень заработной платы и возможность быстрого трудоустройства), перспективы профессионального роста, развитая сеть индустриальных партнеров.
Увы, этот выбор часто оказывается неправильным. По статистике, около 30% выпускников вузов работают не по специальности.
Как же сделать правильный выбор?
Выпускникам школ этого года следует обратить внимание на специалистов по работе с большими данными в экономике. Такие специалисты обладают уникальным комплексом навыков — от стратегического и концептуального мышления до умения анализировать эмпирические данные, применяя новейшее программное обеспечение. Их компетенции формируют также знания в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики.
В то же время выпускники факультетов, связанных с информационными технологиями, прикладной математикой и информатикой — это, как правило, «узкие» специалисты, использующие для решения различных по сложности практических задач стандартные методы. В условиях цифровой экономики, для которой характерна вариабельность развития, такая подготовка не позволяет получить комплексный результат и требует «доподготовки» выпускников вузов для применения их знаний в конкретных областях — высокотехнологичное производство, наука, финансы, сфера услуг, логистика, транспорт и связь, медицина и др. Чтобы избежать такого сценария, выпускник должен обладать компетенциями, позволяющими ему выбирать оптимальные, наиболее эффективные методы решения прикладных социальных и экономических задач. И здесь не обойтись без практического навыка применения аналитики больших данных.
Отмечу особо, что единое для всех высших школ требование — цифровизация образовательных программ. Это не дань моде. Если поступивший в 2022 году в университет абитуриент не выйдет из его стен в 2026 году с глубоким знанием современных методов анализа, то вряд ли сможет быстро трудоустроиться по востребованной профессии.
Именно такой выпускник, обладающий междисциплинарными знаниями предметных областей и навыками практического применения современных математических методов анализа и IT-технологий, будет максимально востребован через 4 года, а также в перспективе на 10-15 лет.