Свои замечания могут высказать не только профессионалы, но и все желающие. В октябре объявят конкурс для потенциальных авторов учебника. А ещё через год он появится в школах.
Как нужно преподавать детям историю, рассуждает Александр Безбородов, доктор исторических наук, профессор, проректор по учебной работе РГГУ, директор Историко-архивного института и завкафедрой отечественной истории новейшего времени РГГУ.
Конфликтная наука
Юлия Борта, «АиФ»: Александр Борисович, уже составлен перечень из более 30 спорных моментов нового учебника. О чём они?
Александр Безбородов: Спорные вопросы покрывают значительный объём истории. И их однозначно больше, чем 31. История - небеспроблемная наука. И это хорошо. Скажем, 90-е, перестроечные годы - конечно, в них есть бесконечное число вопросов, которые до сих пор закрыты для исследования, потому что засекречены архивные материалы. Точно по этой же причине сложно исследовать современную Россию.
Что касается истории Древнерусского государства, то, наоборот, многие первоисточники уже утеряны. Поэтому мы можем опираться только на точки зрения отдельных исследователей. К спорным моментам также можно отнести царствование «жандарма Европы» Александра III, Великую Отечественную войну, предвоенный период с 1928-1929 по 1937-1939 годы. Стремление обозначить узловые проблемы исторического развития, по которым можно дискутировать, вносить свои предложения, - это правильно.
Однако главная проблема, которую сегодня надо преодолевать, - это умышленное искажение истории профессионалами, исходя из национально окрашенной позиции. Выяснилось, что мы не только с братьями-украинцами не можем договориться о едином учебнике истории, но и внутри страны. В некоторых регионах - кавказских республиках, Приволжье - начинают писать свою историю. Вот это требует немедленного вмешательства.
Ю.Б., «АиФ»: Но правильно ли было выносить будущий учебник истории на обсуждение широкой общественности? Разве не специалисты должны этим заниматься? Мы рискуем погрязнуть в непримиримых спорах...
А.Б.: История - вообще дискуссионная и конфликтная область. Да, решили поместить в СМИ проект учебника. Люди будут высказывать своё мнение. Известно, что есть профессиональная история, а есть любительская. Кое-что, какие-то архивные находки, возможно, будут учтены. Но костяк разработчиков составят профессионалы. Валентина Матвиенко внесла на рассмотрение предложение сделать ЕГЭ по истории обязательным. И я с ней полностью согласен. Сейчас историю своей Родины детям можно изучать в добровольном порядке. В итоге идёт просто натаскивание тех, кому надо сдать потом ЕГЭ. А остальными этот предмет изучается поверхностно. Мы к чему идём? Мы хотим потерять историческую память?
Как изменится учебник
От политики к личности и культуре
Не перегружать обилием цифр, политических событий. Больше внимания уделить личности в истории через изучение биографий выдающихся людей и перипетий жизни рядовых граждан. Увеличить число занятий по истории культуры, религий, народов.
История страны через историю регионов
Для каждого региона должны быть разработаны дополнительные брошюры по истории региона, не противоречащие основному тексту. Акцент - на многонациональном и многорелигиозном составе населения страны.
Учебник как навигатор
Не только давать информацию, но и побуждать искать её самому в исторических текстах, картах, Интернете.
Воспитывать детей
Ю.Б., «АиФ»: Может быть, стоит излагать историю просто по фактам: скажем, вот был Сталин, он провёл индустриализацию страны, но репрессировал миллионы людей. Или для детей обязательно давать оценки исторических событий?
А.Б.: Для детей - безусловно. Это ведь очень сильная воспитательная функция. Но не заидеологизировать, не вдалбливать. Если уж мы говорим о периоде 30-х годов, то должна быть фактическая основа - что мы хотели, как строили, чего достигли и в то же время какими методами достигали. А методы в значительной мере были преступными. Тут никакие нравственные критерии не размываются. Если при помощи страха строить страну, можно уйти в небытие. На ГУЛАГе уже не проедешь.
Ю.Б., «АиФ»: Есть предложение последние 20 лет современной России перенести в обществознание...
А.Б.: Это неправильно. История современной России - очень противоречивый период. Не нужно рисовать его чёрно-белыми тонами. В 90-х страна стала открытой, был ликвидирован дефицит - позорнейшее явление советского времени. Хотя именно в 90-е криминализация и коррумпированность общества возросли небывало. И надо говорить, почему это произошло.
Ю.Б., «АиФ»: А в других странах в учебниках истории пишут правду? Например, в США - о том, как издевались и изводили негров и индейцев?
А.Б.: Не думаю. История, особенно школьная, в любом государстве носит комплиментарный характер. Но заниматься самобичеванием, историческим мазохизмом тоже не стоит.