Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов может гордиться собой. По степени неприязни со стороны учащихся, а также научной общественности он стремительно обгоняет даже своего одиозного предшественника и единомышленника Андрея Фурсенко.
Министр начал «осаду РАН»
Сумев вызвать не только глухой ропот, но и открытые протесты после публикации крайне противоречивого и неоднозначного списка «неэффективных» вузов, Ливанов только расширяет пропасть между чиновниками своего ведомства и теми, чьей деятельностью эти чиновники номинально управляют.
Но если на сопротивление студентов министр практически не обратил внимания, легко переиграв их путём кулуарных решений, а с недовольными ректорами справился путём отставок, то теперь Дмитрий Ливанов лоб в лоб столкнулся с самой мощной научной организацией страны – Российской академией наук.
Мы уже рассказывали о том, что Ливанов крайне негативно отзывался о работе РАН ещё в бытность заместителем министра. В тот период нынешний глава ведомства даже разрабатывал планы радикальных реформ Академии наук, предполагавшие полную ликвидацию РАН в её нынешнем виде, передачу научной деятельности в ведение университетов и замену её неким собранием учёных. Недвижимость Академии наук предполагалось распродать для выплаты пенсий «академикам в отставке».
Тот революционный план потерпел фиаско, но Ливанов не успокоился. Уже в кресле министра образования и науки он предпринял очередную попытку реанимировать старую идею. Ливанов выдвинул идею создания некоего «Совета по науке», который должен стать альтернативой Академии наук. Включить туда министр планировал «крупных учёных в дееспособном возрасте, работающих и достигших реальных успехов».
Кто и на каких принципах будет определять дееспособность учёных, равно как и реальность успехов, осталось неизвестным. Первые же отклики на эту инициативу Ливанова были столь негативными, что пресс-служба Минобрнауки поспешила вовсе опровергнуть само наличие подобной идеи. Согласно заявлению пресс-службы ведомства, речь идёт лишь о формировании общественного совета при министерстве, который будет проводить экспертизу решений в области науки.
Впрочем, сам министр Ливанов отказываться от радикальных идей не собирается. Отправившись на одну популярную радиостанцию, глава Минобразования в её эфире разбушевался на зависть любому Фантомасу.
«Я уже много раз высказывал свою позицию, я от неё не отказываюсь и считаю, что такая форма организации науки в XXI веке бесперспективна. Она не будет жить, она нежизнеспособна. Но у нас она живёт. И эта жизнь, она ещё какое-то время продлится. Может быть, долгое время, может быть, короткое. То, что от меня зависит, я буду делать, для того чтобы эта ситуация изменялась», – так отозвался глава Минобрнауки о Российской академии наук и её перспективах.
Научные светила принимают бой
Отмалчиваться академики РАН не стали. Учёные с мировыми именами, эти люди категорически не согласны с позицией министра. Своё несогласие они выразили в открытом письме к Дмитрию Ливанову, которое распространено пресс-службой Российской академии наук.
«В своём интервью Вы допустили бестактное высказывание о нежизнеспособности и бесперспективности Российской академии наук. Ваше высказывание оскорбляет многотысячный коллектив сотрудников РАН и других государственных академий, в которых успешно трудятся как заслуженные учёные, так и большое количество молодых исследователей. Считаем Ваше поведение недопустимым для министра образования и науки РФ и требуем Вашего публичного извинения перед сотрудниками РАН. Оставляем за собой право требовать Вашей отставки с поста министра», – говорится в письме.
Письмо подписано, в частности, исполняющим обязанности президента РАН, вице-президентом РАН академиком Александром Некипеловым, вице-президентом РАН академиком Геннадием Месяцем, вице-президентом РАН, председателем Сибирского отделения РАН, академиком Александром Асеевым, академиком-секретарём ОЭММПУ РАН Владимиром Фортовым.
Таким образом, можно констатировать, что министр Ливанов вышел на тропу открытого конфликта с российским научным сообществом. И если недовольство студентов и ректоров главе Минобрнауки можно было либо вовсе не замечать, либо демонстративно игнорировать, то в отношении всемирно известных учёных этот номер не пройдёт.
Можно, конечно, заявить, что засидевшиеся в своих креслах академики отстали от жизни и не способны работать эффективно в современных условиях.
Вот только учёные, посвятившие своему делу всю жизнь, заслужившие мировое признание, выглядят авторитетнее и убедительнее администраторов, которые сходу умудряются разругаться со всеми, кого они собираются реформировать, одновременно проявляя повышенный интерес к возможности продажи высвобождаемой недвижимости.
Хотя бы потому, что некоторое время назад мы уже наблюдали удивительно похожие картины в другом значимом российском ведомстве, где начались масштабные реформы. Последствия тех реформ всем хорошо известны.