Справка:
Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации.
Закончила МИФИ, Академию внешней торговли (ВАВТ), Академию повышения квалификации работников образования Российской Федерации. Кандидат исторических наук, доктор педагогических наук.
Интервью состоялось в рамках онлайн-конференции, которая прошла в нашей редакции 29 апреля 2008 года.
ЕГЭ - зло или благо?
- Любовь Николаевна, прошло уже два года эксперимента ЕГЭ во всех школах. Что люди говорят, нужен им Единый госэкзамен?
- Споров было много. Основной проблемой в связи с реализацией ЕГЭ на ранней стадии называлось его упрощенность. Использовались такие резкие тезисы, как дебилизаци страны, дебилизация молодого поколения, сегодняшний уровень материалов не дает возможности так утверждать. В результате общественных дискуссий очень серьезно изменились контрольно- измерительные материалы, тесты. Появилось много заданий выполнение которых свидетельствует о творческом уровне применения знаний ребенком. Сегодня присутствуют три уровня в заданиях - а, б и ц. Задача ЕГЭ состоит в том, чтобы проверить соответствие знаний ребенка государственному стандарту, и вторая задача - проверить, на каком уровне освоены знания. Обе задачи очень важны для наших граждан, семей, потому что каждый родитель хочет знать, насколько образован его ребенок по окончании школы, знает ли он вообще что- либо.
Дебилизация всей страны отменяется
- Насколько я помню, речь шла больше не о «дебилизации»; страны, а в том, что дети не привыкли отвечать на вопросы в форме тестов. Руководители вузов говорили, что им нужно видеть глаза абитуриентов. Листок с баллами, причём с баллами, возможно, неверно подсчитанными, ещё в прошлом году не устраивал никого.
- Если говорить о той категории детей, которым очень сложно делать тесты, в первую очередь нужно вспомнить об одарённых ребятах. Как ни парадоксально, он может получить даже 2. Но решить нестандартную задачу сложного урвоня он может легко.
- И как быть в этой ситуации?
- Общественная палата вышла с инициативой о закреплении в законе о ЕГЭ возможности зачисления в вузы по результатам олимпиад.С этой позиции Общественной палаты согласились и органы власти, и Дума. Это положение вошло в закон о ЕГЭ. То есть сегодня на равне с результатами ЕГЭ рассматриваются зачисление по экзаменам, по результатам олимпиад.
- Любых олимпиад, в том числе, районных?
- На сегодня всероссийских, но уже есть в регионах практика, когда зачисления в местные вузы по результатам территориальных олимпиад. Допустим, в Сибирском регионе, университеты принимают детей, которые победили на местных олимпиадах.
- Какие ещё инициативы выдвинула Общественная палата по ЕГЭ?
- Мы также высказывалась за невозможность сдачи в формате ЕГЭ некоторыми категориями детей с особенностями здоровья. В законе это не вошло, но в положение о проведениии ЕГЭ, которое подписывается министром образования, эта позиция вошла, и обучающиеся, оосвоившие образовательные программы в специальных образовательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с дивиантным поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы и обучающиеся с ограниченными возможностями проходят госаттестацию в прошлом варианте.
- На интернет-форумах продолжают появляться отзывы о том, что результаты ЕГЭ можно купить. Мол, беспокойство излишне, если нужно, заплатишь и поступишь в институт. Вам известны случаи взяточничества?
- Как правило, это может произойти только тогда, когда ребенок не в состоянии спокойно прийти и сдать экзамен в формате ЕГЭ. Коррупция в этой части не состоится, если будет выполнено одно условие: качественная подготовка учеников. В этом заинтересованы все: ребенок, родители и государство, потому что кается человеческого ресурса - направление беспокойства нашего государства.
Наш ЕГЭ признает весь мир?
- А почему бы нам не оставить обычную аттестацию, которая была всё это время, а в вузах не отменить вступительные экзамены вовсе? Было бы как во Франции: поступаешь, год учишься, а там сдашь - не сдашь сессию. Избавили бы школьников от стресса "двойного экзамена"?
- Вариантов существует много. Наша задача сделать абсолютно понятную объективную и доступную систему аттестации для каждого ребенка. Вы приводите пример, когда ребенок проучился год. Я считаю, что нынешние условия этого года проведения ЕГЭ дают больше вариантов для ученика. Потому что если мы будем зачислять на один год в вуз, а дальше студент принял решение, что этот вуз не подходит, он не может быть зачислен по результатам обучения в другой вуз. А ЕГЭ в этом году дает возможность использовать его как в этом году, так и в следующем.
- Любовь Николаевна, а в каких странах действительны сертификаты ЕГЭ? Ведь, к примеру, результаты Единого экзамена, который дети сдают в Казахстане, принимают и Гарвард, и Кембридж, и Оксфорд, и Сорбонна.
- Я думаю, что это близкое будущее образования России. Какая разница признания аттестата с отметками. Меняется просто формат подтверждения отметки. Кроме аттестат, это бланк ЕГЭ. В аттестат идет отметка по ЕГЭ. Самое важное - признание документа, который выдается по окончании школы. Наши аттестаты - в процессе признаются. С какими-то уже так, с какими-то процесс идет. По сути он не связан с амбициями лидеров, он связан с соотношением школных программ. Государство принимает наши результаты, когда они знают, что объем знаний не меньше. Тогда нет вопросов. Но на эту работу государство тоже тратит время, привлекает специалистов сравнивают программы.
- В этом году уже прошли пробные ЕГЭ. С какими трудностями продолжают сталкиваться школьники?
- Большое количество ошибок у ребенка может быть связано не с незнанием предмета, а с тем, что он просто не разобрался в бланках. И это одна из задач пробного экзамена - научить детей точно заполнять формы при сдаче ЕГЭ. Чтобы из-за невнимательности ребенок не потерял много баллов или экзамен стал нереальным.
Деревни не опустеют
- Все говорят о "плюсах" ЕГЭ. Что, мол, любой ребёнок из глубинки сможет выбраться в столичный вуз. А зачем это нужно провинциям? Кто-нибудь подумал, что тогда деревни вообще опустеют?
- Надо понимать, какую мы видим деревню будущего. Если это стада и пастухи и нет крыши над головорй, то, наверное, не надо думать о качестве обучения и доступности образования. Если говорить о серьезных изменениях в сельском хозяйстве, необходимости перевода его на новый уровень технологических решений, мы говорим о коровниках другого качества, о все фермы современные имеют очень серьезное инженерное обеспечение: отопление, состояние электросетей, системы подачи кормов, уборку, отслеживание состояния здоровья животных. Делать это качественно в условиях, когда ферма должна быть не на одну корову и не на три, а крупные фермы на 2000 коров, конечно, нужно образование. В связи с этим я говорю о том, что в регионах должны работать кадры с высокой квалификацией. И регионы рассматривают ЕГЭ как единственную возможность попать в престижные вузы, для того чтобы вернуться в родной край и жить там достойно.
- Как по-вашему, будут ли в этом году наплыв жалоб в конфликтные комиссии?
- Их будет достаточно. Жалобы бывают двух типов. Первый - на нарушения порядка проведения ЕГЭ, в данном случае если жалоба признается справедливой, то дети, которые участвовали в этом экзамене, могут сдать еще раз в формате ЕГЭ, если это предусмотрено в расписании, если же не предусмотрено, то образовательное учреждение само определяет форму проведения экзамена. Второй тип - связан с несогласием с отметкой. Ребенок должен отдать заявление. Если нет 18, то вместе с родителями. Конфликтная комиссия обязана рассмотреть и принять решение в течение 3 дней. Могу сказаь, что жалобы были второго типа. Но когда ребенок подает жалобу, то комиссия обязана взять его работу и ребенок может сам еще раз просмотреть,что он написал. И очень часто бывает, что ребенок при просмотре снимает свое требование.
- Так как Вы всё-таки оцениваете эксперимент с ЕГЭ - как провал или как успех?
- Я оцениваю сам переход на формат ЕГЭ как успех. И как успешное оцениваю развитие этой системы внутри нашей страны. Самым большим достижением является работа нашего государства над самими тестами, материалами, по которым оцениваются знания детей. Если в первый год было очень много нареканий, то на сегодняшний день сами тесты очень сильно изменились. В экзамене по русскому языку есть очень серьезная работа связанная с текстовым материалом. В экзамене по английсокму есть часть ЕГЭ, связанная с умением говорить, и она пишется на аудиозапись.
Сегодня нельзя сказать, что ЕГЭ носит упрощенный характер. Все задания уровня С составлены так, чтобы ребенок продемонстировал умение работать с теми знаниями, которые он получил на хорошем творческом уровне. Это самое большое достижение с точки зрения развития системы. И, конечно, большим достижением является освоение этого меанизма педагогическим сообществом. Когда все понятно учителю, будет понятно и ученику.
- Правила приёма в вузы в последний год утверждаются к 1 февраля. Не маловато ли времени для подготовки выпускникам?
- Общественная палата будет продолжать критиковать власть, пока срок не увеличим хотя бы к 1 сентября. Потому что идеал когда правила приема в вуз становятся известны ученику 10 класса на момент окончания. И он уходит на последние школные каникулы, выбрав вуз, специальность и понимая, какие сдавать экзамены. Он начинает готовиться, потом учителя помогают с 1 сентября. Тогда этот период станет более спокойным. Нельзя готовиться в сентябре-январе к экзамену по математике, и в феврале узнать, что в том вузе по той специальности математику не надо сдавать, а надо сдавать истоию. Тогда у ребенка остается на подготовку 3 месяца.
- Давайте поговорим об очередном нововведении - двухуровневой системе образования. Говорят, что она стала нужна в связи с появлением новых требований у работодателей к выпускникам?
- У работодателей изменились требования к уровню компетенции. Например, такая должность, как секретарь на фирме. Раньше было достаточно закончить школу и курсы секретарей - машинисток. Сегодня если посмотрите требования, там всегда написано: высшее образование и знание аглийского языка, владение информациоными технологиями. То есть нужно знать английский на уровне выпускника Академии внешней торговли, потому что секретарь должен понимать, о чем идет речь при звонке зарубежных партнеров. Вся деловая переписка сегодня носит электронный формат, он присуствтует и во всем деловом обороте. За исключением контрактов, которые скрепляются печатями. Секретарь должен уметь обращаться с этой инофрмаций,а это другой уровень профессии.
Если возьмем работу за станком, то сегодня практически нет простых станков, все с программым управлением, рабочий должен уметь перепрограммировать станок, это высокая квалифиция, на это место берут людей с высшим образованием, но это не совсем верно, не надо 5 лет осваивать станок с программным управлением, нужно меньше. Поэтому переходим на двухуровневое образование. В стране вновь заговорили о ПТУ, техникумах, СУЗах. Как образователных учреждениях, которые могут готовить специлаистов рабочей квалификации в соответствии с требованиями нынешнего дня.
Полный текст онлайн-конференции с членом Общественной Палаты Любовью Духаниной читайте по этой ссылке.