У школьников выпускные экзамены плавно перетекают во вступительные. Реально ли по ЕГЭ набрать хороших студентов, «АиФ» рассказал Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики.
Не пеняйте на зеркало
«АиФ»: - Ярослав Иванович, даже по официальным данным Рособрнадзора опять зафиксирована масса нарушений на ЕГЭ...
Я.К.: - Люди, которые покупают оценки, будут всегда. Вспомните, как раньше сдавали вступительные экзамены... Различные списки - деканские, ректорские и прочие почти официальные схемы. ЕГЭ на порядок более прозрачен. Списать и купить оценку сложнее, это вовлекает целую цепочку людей. Надеюсь, мы ужесточим наказание за мошенничество на экзамене. Абитуриент, который купил оценку, лишил другого, реально знающего человека места в хорошем вузе. Беда в том, что мы не привыкли соблюдать правила, которые сами же установили.
«АиФ»: - Может, эта система просто неприменима к нашей стране?
Я.К.: - Правильно, и торговлю у нас надо отменить, потому что привыкли обманывать, и полицию давайте распустим - вон там какие люди плохие встречаются... ЕГЭ показывает, насколько школьник соответствует стандартам. Для 80-90% поступающих этого вполне достаточно. Для 10% особо талантливых детей, которые неординарно мыслят, нужны другие инструменты. Они есть. Это система олимпиад.
«АиФ»: - Даже умные ребята могут плохо написать ЕГЭ - случайно.
Я.К.: - Я давно предлагаю разрешить сдавать ЕГЭ несколько раз. А что мы теряем? Если человек не знает предмета, его пересдача не спасёт. А если ему не удалось получить высокую оценку случайно, если не успел дойти до заданий третьей части, мы должны эту случайность устранить.
«АиФ»: - Но почему же людей так раздражает ЕГЭ, если он так хорош?
Я.К.: - Раздражение порождено непониманием и нежеланием разобраться. Тот, кто говорит, что ЕГЭ - это сплошные тесты, никогда не видел заданий. Тесты - только первая часть. Заполнив её, можно только тройку получить.
Противостоят ЕГЭ в основном жители мегаполисов, которые до сих пор могли почти монопольно пользоваться бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах, потому что жили к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. При советской власти 75% студентов столичных вузов были иногородними. В начале 2000-х, когда ЕГЭ только задумали, их было всего 25% в Москве и треть в Питере. Сейчас у нас в «Вышке» их уже почти 60%.
Хуже китайцев
«АиФ»: - Выходит нестыковка. Хотим привлекать способных детей из регионов - и тут же планируем вдвое сократить бюджетные места...
Я.К.: - Никакого ущемления конституционного права на бесплатное высшее образование не произойдёт. Государство и экономика в этом не заинтересованы. Сокращение бюджетных мест к 2020 году произойдёт за счёт уменьшения числа абитуриентов, потому что в вузы пойдут дети 90-х, когда был сильный спад рождаемости, - на 30-40%.
«АиФ»: - А когда рождаемость увеличится, будем снова открывать?
Я.К.: - Конечно. Но ещё 10-15% бюджетных мест сокращать надо. Это места, которые занимают студенты, имеющие глубокую тройку по профильным предметам по ЕГЭ. В половине инженерных, аграрных и педагогических вузов 50% учащихся - школьные троечники. Если ты в школе не учился, а идёшь на сложную инженерную специальность, это кому-то нужно? Почему-то мы решили, что для поднятия престижа инженерных специальностей надо открывать больше бюджетных мест. Но сначала надо обеспечить высокие зарплаты для инженеров, тогда места в вузах будут заполняться сильными студентами. По данным опросов, даже бедные люди против того, чтобы налогоплательщики платили за обучение троечников в вузах.
«АиФ»: - А почему наши вузы не котируются на Западе?
Я.К.: - У нас масса вузов просто делает вид, что учит. Президент поручил правительству провести аудит таких учебных заведений и решить вопрос об их реструктуризации. Это не значит, что студентов выгонят на улицу. Их переведут в приличный вуз.
«АиФ»: - На школу свалилась масса реформ. Не много ли сразу?
Я.К.: - Мы сильно отстаём по креативным предметам в школе. Наша школа настроена на воспроизведение заранее заготовленного знания. В современной экономике это мало востребовано. Мы проигрываем любой стране в знании иностранных языков. Выпускник китайской школы знает английский лучше, чем выпускник российской. Это позор! Так что реформы в школе даже запоздали.