Примерное время чтения: 8 минут
4208

Помощь придёт? Без школы село умирает, а без села нет будущего и у страны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Суперномер: 339 ответа на ваши вопросы 28/10/2015
Нужно направить природное любопытство ребёнка в нужное русло.
Нужно направить природное любопытство ребёнка в нужное русло. / Фото: Геннадий Михеев / АиФ

«Если внушать себе, что ты жертва, по вине злой судьбы живущая в богом забытом захолустье, то ничего не остаётся, как постараться любым способом уехать из села. А если смотреть позитивно, то можно найти своё место и в родном посёлке и чувствовать себя счастливым», — считает Ольга Рычкова, учительница математики из школы посёлка Кобра Кировской области, вошедшая в пятёрку лучших учителей России-2015.

Чего ждать от власти?

Ольга Рычкова: За мою 17-летнюю практику учительства я видела закрытие нескольких сельских школ в нашем районе и, как следствие, умирание оставшегося без образовательного учреждения села. Школа на селе — больше, чем просто место, где учатся дети. Она — центр жизни, центр культуры. И единственное, что порой позволяет существовать умирающему селу, не даёт всем уехать, — это школа.

Предполагаю, наверное, есть какая-то экономическая целесообразность в оптимизации. Но должен быть и здравый смысл. Когда экономисты от образования рапортуют: «Ура! Сэкономили!» — хочется спросить: на чём? На детстве? На своём будущем?

И даже если из-за оптимизации денег на содержание школы нет, всегда можно найти цивилизованный выход: например, сегодня в здании нашей школы функционирует фельдшерско-акушерский пункт. Сюда же тео­ретически можно перевести Дом культуры, библиотеку. Да, жить будем в тесноте, зато денег на содержание уходит меньше. И жить! Это главное!

Я знаю, что решение о ликвидации школ всегда очень болезненное. Факт закрытия неприятен для каждого сельчанина, вне зависимости от того, есть у него дети-школьники или нет. К тому же даже угроза такого решения заставляет сельчан, имеющих детей, ещё активнее искать способы переезда в город. Мол, а что тут ждать, на что рассчитывать?

Хотя вижу немало и положительных примеров, когда власть идёт на дополнительные большие расходы: даже если в селе остаётся всего несколько детей, школу сохраняют или привлекают частных предпринимателей в качестве спонсоров. А недавно в нашей области в маленьком посёлке, таком же, как у нас, открылась новая школа. Открываются детские сады.

На селе школа - центр жизни.
На селе школа - центр жизни. Фото: АиФ/ Геннадий Михеев

Юлия Борта, «АиФ»: В селе, наверное, и работы не найти, кроме разве что школы?

— К сожалению, это так. В советские времена у нас была очень развита лесная промышленность, работал леспромхоз. Сейчас ничего от него не осталось. По этой причине и отток населения происходит. Бывает, молодые семьи, уехавшие на работу в райцентр или город, привозят обратно в посёлок своих детей на воспитание бабушкам и дедушкам. Они и хотели бы жить вместе с детьми, но не могут, потому что работают круглые сутки или не имеют нормального жилья.

Кто воспитывает?

— Раньше врач и учитель были главными фигурами в обществе. А сейчас всё чаще складывается ощущение, что не только дети, но и государство не уважает учителя (постоянные скандалы с невыплатой зарплат, сокращения). Как в такой ситуации педагог может быть примером?

— Конечно, общество изменилось, но уверена — эти две профессии остаются в особом статусе до сих пор. И на селе особенно. Мне кажется, что неуважение скорее внушает ТВ. Если с телеэкрана нам будут показывать больше позитива, говорить не о том, как дети побили учителя или, наоборот, он их, то поменяется настрой.

— Получается, телевизор воспитывает в детях неуважение...

— Если расставлять в рейтинге по влиянию на сознание — и детей, и родителей — разные сферы, то роль СМИ повышается день за днём. Потом следует Интернет, а учитель уже где-то на третьих ролях.

Тем не менее и сегодня наставником мне приходится быть ежеминутно. Утром я для детей и их родителей учитель, после школы сосед по огороду... Потому приходится всё время контролировать себя. Стоит надеть новое платье — дети сразу замечают. Вечером с кем-то поговорил — утром дети это уже обсуждают. Конечно, такое пристальное внимание не всегда комфортно. Но есть и плюсы. Ведь ученикам от учителей тоже не скрыться. Если учитель рядом, дети не могут плохо себя вести, грубо разговаривать.

— Некоторые считают, что в сельских школах образование хуже, чем в городе...

— Я категорически против мнения, что школа даёт некачественное образование только потому, что она сельская и малокомплектная. Например, в нашей поселковой школе 90 учеников, в классах от 6 до 13 детей. У нас регулярно есть стобалльники по ЕГЭ. Ежегодно наши дети поступают в вузы — и не лишь бы куда, а осознанно выбирают, что интересно им.

Чему и как учить?

— Всё чаще старшее поколение сетует, что нынешние дети не хотят учиться...

— Я не согласна с тем, что современные дети не хотят напрягать мозги. Когда мы говорим: дети не хотят учиться, то имеем в виду, что они не читают правильные, с нашей точки зрения, книжки, не делают заданные уроки и т. д. Но нет такого ребёнка, у которого бы вообще отсутствовал интерес к познанию. Дети ежедневно получают и анализируют огромное количество информации. Просто тематика, которая их увлекла, отлична от школьной программы. Вне учёбы детское мышление работает порой ост­рее и быстрее. И наша общая задача — родителей, педагогов — направить природное любопытство ребёнка в нужное для овладения школьной программой русло. Мотивация к учёбе падает, когда дети перестают понимать, зачем их пичкают разными отвлечёнными формулами и историями из далёкого прошлого. Ведь и правда, очень многое им в жизни не понадобится — и дети это порой подсознательно понимают.

— Молодёжь после вуза в родное село не возвращается?

— Таких мало, но они есть.Некоторые молодые учителя, наши бывшие ученики, поработав год-другой в городской школе, возвращаются в родное село. И вовсе не потому, что оказались менее профессиональны городских коллег, — на родину их тянет. При желании найти себя можно везде. Честное слово, можно и в глухой деревне чувствовать себя нужным людям и счастливым.

Школьные маразмы

✌ Маяковский засунул руку в штаны и вынул оттуда самое дорогое, поднял его высоко и сказал: «Я гражданин Советского Союза».

✌ Наши люди ищут счастья, как нищие в помойке.

✌ Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина. 

✌ Мальчик бежал по дороге, поджав под себя ноги.

✌ Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.

✌ Он обманным путём завёл девушек к себе домой и совершил половое сношение с обоями.

✌ Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.

✌ У Онегина было тяжело внутри, и он пришёл к Татьяне облегчиться.

✌ Толстой и Марью Волкон­скую сделал матерью, и в этом его заслуга.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах