Примерное время чтения: 6 минут
180

Фурсенко: пустующие школы мы будем консервировать

До 1 сентября осталось менее суток. Уже завтра в тысячах российских школ прозвенят первые звонки. Миллионы первоклашек и старшеклассников отправятся в свои классы и аудитории.

Сколько школ откроют свои двери в этом году? Что ждет вузы, которые недобрали студентов? Надо ли ужесточать льготы «олимпиадникам»? На эти вопросы в интервью «Российской газете» рассказал министр образования и науки России Андрей Фурсенко.

По его словам, число школ, которых сейчас в стране насчитывается 50 тысяч, будет сокращаться. Причиной этому стали демографические проблемы в стране. Оставшиеся учебные заведения будут модернизированы. Сейчас таких (модернизированных) уже 70%. Что касается школ, подлежащих закрытию, то они будут законсервированы до лучших времен. Эти времена, по мнению Фурсенко, наступят уже скоро - лет через шесть-семь.

Кроме того, по словам министра, с 1 сентября следующего года в стране будут введены новые образовательные стандарты, а учитель будет обязан проходить аттестацию раз в пять лет.

Что же касается высшего образования, то, по словам высокопоставленного чиновника, в последнее время зафиксирован рост интереса абитуриентов к техническим специальностям. Тем не менее, здесь, как и в школах, ощущается нехватка студентов. В связи с этим уменьшится и нагрузка на преподавателей, которых придется переучивать на другие профессии. Соответственно, для учебных заведений, в которых будет недобор, уменьшатся и суммы госфинансирования.

Говоря об «олимпиадниках», которые нередко занимают все бюджетные места в вузах, министр заявил, что согласен с идеей ректорского сообщества о том, что победители школьных олимпиад могут претендовать на льготы лишь в одном вузе. К тому же Фурсенко предложил сократить и само число олимпиад.

По его мнению, главной задачей министерства должно стать превращение профобразования в систему, нацеленную на внешний заказ. Предстоит также сделать следующий шаг и по разработке системы оценки качества образования. Стоит подумать и о создании аналога ЕГЭ для бакалавров, считает министр.

Как у них

Отметим, что разговор об образовании невозможен без упоминания о тех, кто им профессионально занимается – об учителях. В последние два десятилетия их положение в нашей стране было не слишком завидным. Остается оно таковым и сейчас. Помимо низкой заработной платы, они не пользуются особым уважением в обществе, и, к сожалению, находятся на довольно низкой ступени социальной лестницы. Практически никаких социальных льгот кроме двухмесячного летнего отпуска государство им не предоставляет. В связи с этим возникает вопрос, а как обстоят дела с учителями в других странах мира?

Во Франции, например, учителя при нагрузке 15-18 часов в неделю имеют более 2000 евро в месяц. К данной сумме добавляются также дополнительные выплаты за классное руководство, профессиональный стаж, место проживания и место преподавания (в школах для детей эмигрантов учителям доплачивают за дополнительные риски). Таким образом, с различными надбавками зарплата французских педагогов может достигать 2200-2500 евро в месяц. Учителя имеют ряд социальных льгот и пользуются в обществе определенным уважением, однако в прежние годы оно было значительно выше.

В Испании, хотя профессию учителя нельзя назвать высокостатусной, лица, работающие преподавателями в сфере среднего образования, получают до 2000 евро в месяц при нагрузке 40 рабочих часов в неделю. Они каждый год подвергаются квалификационному экзамену. Никаких особых социальных льгот, кроме двухмесячного отпуска, школьные учителя не получают. На пенсию они выходят также в общем порядке.

В Финляндии средняя зарплата школьного педагога составляет 2500 евро в месяц. По меркам страны это приличные деньги. Поэтому местным учителям каких-либо дополнительных льгот не предоставлено. При этом данная профессия пользуется уважением среди населения, а недостатка в профессиональных учителях – нет.

В Китае учителя, несмотря на периоды гонений в эпоху «культурной революции», сейчас считаются уважаемыми людьми, благодаря появившемуся в стране культу учебы. Правда, сейчас средний размер их заработной платы составляет всего порядка 600 долларов. Однако существуют различные социальные выплаты, а также социальные льготы на медицинское обслуживание, отпуск и прочее. Нормированный рабочий день - не более восьми часов в день.

Кроме того, несмотря на официальный запрет, в Китае процветает репетиторство, которое приносит учителям солидную прибавку зарплате. Причем в крупных городах страны она может составлять до нескольких тысяч долларов!

Однако, для того, чтобы столько зарабатывать, педагог в Китае должен пройти все этапы карьерного пути, который, как правило, обычно начинается... в деревне, куда в обязательном порядке направляют всех выпускников педвузов. И лишь только при отработке обязательного контракта учитель имеет шанс перебраться в город и получить место в городской школе. Однако это не гарантирует получения им жилья, в лучшем случае – ему предоставят место в общежитии.

В США зарплата педагогов в общественных публичных школах считается по местным меркам сравнительно невысокой. Она варьируется в зависимости от штата и стоимости проживания в нем. В Вашингтоне, например, годовая зарплата педагога составляет от 42 до 68 тысяч долларов (от 3500 до 5600 в месяц). А в американской глубинке – где-нибудь в Монтане -средняя зарплата составляет только около 35 тысяч долларов в год (2900 в месяц). При этом американский учитель имеет возможность получить различные льготы, к числу которых можно отнести недорогую медицинскую страховку и повышенную пенсию. Средняя продолжительность рабочей недели учителя составляет 40 часов, а летний отпуск соответствует продолжительности каникул у детей и продолжается 2 месяца.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (61)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах