Примерное время чтения: 12 минут
9701

Военная, строевая, вальс. Будни мальчиков-суворовцев

/ Екатерина Изместьева / АиФ

Жизнь суворовцев построена на строжайшей дисциплине. И людям со стороны может показаться, что все 7 лет в училище для воспитанников — один большой урок физкультуры, где ходят строем и в точности исполняют команды преподавателей. А курсантов, кроме военной науки, ничего не интересует. Однако, как уверяют сами суворовцы, это заблуждение. Воспитанники училища отлично вальсируют, пишут песни, знают несколько языков. Они частые гости на торжественных мероприятиях в Кремле. И в свои 14 лет шагают в парадном расчёте по Красной площади.

Утро суворовца

Понедельник. Около 7 утра. За высоким забором училища — строгая охрана. Человека с улицы не пустят, пропуск на территорию — только с разрешения руководства. Проходим строгий фейсконтроль и выходим на большой плац. Тишина. Через час с небольшим здесь будут чеканить шаг суворовцы. А пока в казармах тишина. За несколько минут до подъёма самые младшие курсанты училища сопят, крепко обняв подушку.

«Рота, подъём!» — разрывает тишину голос командира.

Одиннадцатиклассник Ринат Абашкин вскакивает с постели и быстро идёт умываться. Так же быстро пытается подняться и пятиклассник-суворовец Сергей Ермилов. Но с непривычки быстро передвигаться не получается, и он медленно, шаркая тапочками, идёт умываться. Проходит 10 минут, и сонные пятиклашки превращаются в подтянутых курсантов, одетых в камуфляжную форму, с офицерскими планшетами через плечо. Планшет — это смесь папки и сумки, в нём учащиеся носят тетради, атласы, контурные карты и канцелярию.

Ринат Абашин и Сергей Ермилов — сироты. В Суворовское училище ребят отдали родственники. «Мне дедушка рассказал о Суворовском училище. Сказал, что тут хорошее образование, дисциплина. Я и сам хотел быть военным. Какой-нибудь технической направленности, хотел бы изобрести новое средство передвижения. Военных сейчас уважают», — рассказывает Сергей Ермилов.

«Дедушкин друг посоветовал ему и бабушке отдать меня в Суворовское училище. Мне тогда 12 было. Я сдал экзамены и поступил. Обрадовался», — вспоминает Ринат Абашкин.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Создать военные средние школы (Суворовские училища) для воспитания будущих защитников Отечества решили в августе 1943 года, в самый напряжённый год Великой Отечественной. Тогда Совнарком СССР и Центральный Комитет Партии выпустили совместное постановление, где первым пунктом прописывалось формирование 9 училищ с закрытым пансионом и сроком обучения до 7 лет. Училища создавались по типу старых кадетских корпусов ещё дореволюционной России, и им присвоили имя легендарного полководца Александра Суворова. Одно из таких училищ 1 октября 1944 года было сформировано в Горьком. В августе 1956 года училище было передислоцировано в Москву. Первыми воспитанниками вновь созданных Суворовских училищ стали дети войны, чьи родители погибли на фронте. «Если бы таких детей не подхватили тогда, то они стали бы потерянным поколением», — говорят преподаватели сегодняшнего суворовского училища.

И сегодня среди суворовцев есть дети военнослужащих, чьи отцы погибли в горячих точках, дети-сироты. Трудно предсказать, как сложилась бы их судьба, не попади они в Суворовское училище.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«Когда я потерял родителей, у меня упала самооценка. Я думал, что всё, что я больше никому не нужен. Здесь у меня появились друзья, люди, которым я стал нужен», — вспоминает Ринат Абашкин.

Чтобы носить почётное звание «суворовец», нужно пройти строгую медицинскую комиссию, получить «отлично» по математике, хорошо написать диктант по русскому языку, а ещё — сдать физическую подготовку. Справиться со всеми вступительными испытаниями может далеко не каждый. Суворовское училище даёт своим курсантам среднее общее образование и одновременно готовит ребят к поступлению в высшие военные учебные заведения Министерства обороны России. Поэтому школьная параллель здесь называется ротой, а класс — взводом. Во взводе обычно 20 человек, в роте — 3 или 4 взвода. Всего в училище обучается около 500 человек.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Быть в форме

День курсантов подчинён строгому армейскому порядку. Здесь всё расписано по минутам: подъём, утренний туалет, зарядка, заправка постелей, завтрак, учёба… Главное, говорят преподаватели, чтобы курсант всё время был занят делом. Поэтому в свободное от учёбы время суворовцы занимаются спортом, посещают кружки, где моделируют, танцуют, поют… К обычным школьным дисциплинам добавлены начальная военная и строевая подготовки. «Строем ходим постоянно. В столовую через плац, под удары барабанов», — рассказывает Ринат Абашкин.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«В ногу шагать пока не получается. Трудно. Сбиваюсь иногда, но не расстраиваюсь. Скоро получится. Маршировать надо, мы же в параде участвуем, я буду стараться, чтобы хорошо пройти», — говорит Сергей Ермилов.

Распорядок дня меняется на воскресение и праздничные дни. Поспать можно на час подольше. За хорошую учёбу и дисциплину положены увольнительные. Летом курсанты выезжают на сборы.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Военную форму и погоны здесь надевают сразу же после поступления. Как признаются суворовцы, парадная форма им нравится больше. «За ней ухаживать надо. Мы её храним в шкафах, чистим, гладим сами. А вообще, у нас несколько форм: парадная, повседневная — камуфляжная — и спортивная, для занятий физкультурой», — говорит Ринат Абашкин.

Быть в форме во всех смыслах обязан каждый суворовец. Поэтому интенсивные занятия спортом здесь в порядке вещей. Кстати, суворовцы с лёгкостью сдают нормы ГТО и получают золотые и серебряные значки.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«Самое тяжёлое — это начало. Надо привыкать исполнять приказы командования. Вставать рано. Это всё новое и непривычное. Но постепенно привыкну, не я же один через это прошёл», — признаётся Сергей Ермилов.

А девушки — потом

«Идя сюда, я осознавал, что с дисциплиной будет строго. С учёбой будут гонять сильно. Будет трудно, но только первое время. Из нас делают будущих офицеров, а значит, мы должны быть подготовлены к военной службе», — уверяет Ринат Абашкин. Теперь, в силу возраста, единственным минусом молодой человек считает отсутствие девушек в училище. «Когда-то здесь 48 девушек училось. Хотелось бы, чтобы девушки и сейчас тут учились. Это стимулирует парней быть ещё лучше. Сейчас интернет есть. Через него с девушками общаемся. Но когда живьём — лучше же», — смеётся суворовец.

«Привыкаю. Мне и воспитатели, и преподаватели нравятся, но по бабушке сильно скучаю. Иногда очень домой хочется, — признаётся суворовец Сергей Ермилов. — Здесь много отличий от дома. Дома поел что-нибудь, отдохнул — и снова можно зайти на кухню, что-нибудь вкусненькое стащить. А тут этого нельзя — дисциплина».

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Справиться с повышенной нагрузкой, снять психологическое напряжение, сделать правильный выбор и принять решение, которое, возможно, определит их жизнь на долгие годы, курсантам помогают опытные преподаватели и психологи училища.

«Учителя у нас строгие, но справедливые», — признаётся Сергей Ермилов.

Для психологической разгрузки в училище создали сенсорную комнату. В свободное от учёбы время курсанты около неё выстраиваются в очередь.

«Для ребят это нужно, трогательно смотреть, как 16-летний парень лежит в сухом бассейне, зарывшись в пластмассовые мячики, и рассказывает сам себе свою мечту», — говорит педагог-психолог училища Евгения Котлеревская.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

По словам психолога, суворовцев от обычных школьников отличает высокая мотивация к достижению своих целей. «Они знают уже с 5-го класса свою цель, какую профессию выберут и что нужно сделать, чтобы достичь этой цели, — продолжает Евгения Котлеревская. — Но в 10 лет очень трудно стать самостоятельным, ходить строем, выполнять все указания воспитателей. Дети переживают оторванность от родных. Плачут. И задача психолога — поддержать этого ребёнка, объяснить, что не всё так плохо. Постепенно у ребёнка появляются друзья, и слёзы сходят на нет».

За помощью психолога суворовцы могут обратится в любую минуту. И не только пятиклассники, но и курсанты 8–11 классов. Поводы: и конфликты в коллективе, и первая любовь. «Это уже взрослые парни, которые активно строят свою личную жизнь, и их, естественно, интересуют межличностные отношения с девушками. Поэтому они приходят, начинают об этом спрашивать», — говорит Евгения Котлеревская.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«После окончания училища пойду в военный университет. Мечтаю стать военным переводчиком. Выучить английский и арабский, — делится своей целью Ринат Абашкин. — А вообще, мечтаю, как и все: о карьере, хорошем достатке и семье».

С виду суворовцы — обычные мальчишки, которые так же учатся днём, а в свободное время сидят в соцсетях, а ещё бренчат на гитарах и могут подраться… Но ещё они — сильные, дисциплинированные, ответственные, самостоятельные. «Многие гражданские думают, что мы сидим тут за забором и ничего, кроме «войнушки», не видим. Это же не тюрьма. Ничем мы здесь не ограничены. Мы не растрачиваем время зря, мы вкладываем его в себя. И это помогает нам добиваться целей», — уверяет Ринат Абашкин.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах