К такому выводу пришёл первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. В понедельник, выступая на форуме в Москве, он отметил, что низкий уровень подготовки скорее мешал школьникам сдавать экзамен.
«Наблюдатели были аффилированы самим ведомством и являли собой нанятых студентов ряда близких к Министерству образования вузов. Зачастую они даже не были соответствующим образом подготовлены. Это был полный провал идеи задействовать наблюдателей», — заявил Бурматов.
Бурматов предположил, что чиновников Минобрнауки не волнует благополучие детей и судьба школьников, сдающих ЕГЭ, потому что они думают прежде всего «о максимизации бюджетов, выделяемых на ЕГЭ». По мнению зампредседателя комитета по образованию, плохой уровень организации общественных наблюдателей — результат того, что ЕГЭ воспринимается образовательным ведомством скорее «как пиар-проект», а оценка знаний выпускников школ при этом отодвигается на второе место.
В поддержку скептической позиции депутата говорит, в частности, и то, что до сих пор не был создан открытый банк заданий ЕГЭ.
«То, что мы наблюдаем, — это лишь симуляция этого процесса. А значит, все коррупционные проявления, связанные с этим, останутся на своих местах: будут продолжать работать многочисленные сайты, торгующие ответами ЕГЭ, чиновники будут продолжать выпускать «решебники» и зарабатывать на них миллионы, аффилированные компании будут осуществлять «подготовку» абитуриентов, предлагая им гарантированную сдачу экзамена», — заметил Бурматов.
Депутат также обратил внимание на то, что с каждым годом процесс сдачи экзамена не становится яснее.
«Много неразберихи остаётся по поводу отмены тестовой части заданий по ряду предметов, изменению баланса между заданиями КИМов. Разрозненность информации о порядке сдачи экзаменов по иностранным языкам также подливает масла в огонь», — добавил зампред думского комитета.
По словам Бурматова, школьники и родители до сих пор не знают критериев оценки школьных сочинений, которые им в скором времени предстоит писать. Депутат считает, что в следующем году школьники, скорее всего, вновь столкнутся с «неэффективным расходованием денежных средств и ростом стрессогенности ЕГЭ».