- Как проходит сдача ЕГЭ в этом году?
- Точно никто пока не знает. Долетают обрывочные сведения. У нас в Общественной палате на той неделе была горячая линия. Она была очень горячей. В финале я сидел один на телефоне. И я понял, что если с людьми поговорить про их личную жизнь, они успокаиваются сразу, потому что в основном вопросы задавали вот какие: при оформлении работы запятую между номерами ответов надо или не надо ставить?
- Были ли звонки по процедурным нарушениям?
- Таких звонков из 300 было 5-6. Мы их все зафиксировали, передали в Рособрнадзор. Мне нравится такое стукачество, потому что все распространяющееся стукачество с целью создания некоей справедливости свидетельствует о зачатках гражданского общества.
- Кстати, на конференцию нам прислали сообщение, что в одной из школ Чувашии учителей «в приказном порядке заставляют помогать детям по сотовым телефонам».
- Как сказал наш политический классик, «фамилии, имена, явки». Я Владимира Владимировича имею в виду. Как подписали сообщение?
- «Учителя из Чувашии».
- «Учителя из Чувашии» - это анонимный звонок. А вдруг этот директор лишил какую-то учительницу премии, и она решила вот так вот сделать. Анонимным звонкам не верим, принимать их не будем. Хотя я знаю, что подобные нарушения, когда учителей просят помогать выпускникам, бывают.
- Что нужно делать в таком случае?
- Я полагаю, что на местах одна из многих структур власти, которые имеют серьезную вертикаль, - это прокуратура. Она должна контролировать соблюдение законности, а ЕГЭ – это уже закон начиная с этого года.
Можно обращаться в Общественную палату. Существует положение, согласно которому в каждом пункте приема ЕГЭ должен быть представитель общественности – из родителей, например. И процедура очень простая: для этого им надо зарегистрироваться в местной Общественной палате. Еще очень хорошо сообщать об этом СМИ, но не в районную газету, например, в «АиФ», в «Интерфакс», - в центральные средства массовой информации. Умалчивать не надо.
- Решится ли с введением ЕГЭ вопрос о коррупции в сфере образования?
- Что такое коррупция в сфере образования? Учительнице 8 Марта принесли конфеты – коррупция? А золотое кольцо? А есть документ, где меряют: это можно, а это нельзя?
Коррупция – это использование служебного положения в личных целях. Раньше продавали аттестаты. До сих пор в спамах и подземных переходах висят объявления: делаем аттестаты, дипломы любой специальности. Но это точно не образованцы их делают, это другие люди.
Коррупция в сфере школьного образования – вещь, очень сильно преувеличенная. Гораздо проще посадить за полученные в качестве подарка два школьных унитаза директора, чем какого-нибудь крупного чиновника из МВД и так далее. Там не хватит доказательной базы.
Поэтому в общем в школьном образовании коррупции нет и не было никогда. Но если было – фоновая какая-то. Теперь невозможно это делать, даже если бы не было ЕГЭ, потому что есть компьютерная база данных, не обманешь. На стыке общего и профессионального образования она была. Она была явной и скрытой – сколько надо заплатить, чтобы попасть туда-то. Многие вузы имели свои расценки. Формы были разные. Грубая: отдал деньги – получил. Нанял репетитора, который одновременно является работником приемной комиссии. И так далее.
Решит ли ЕГЭ эту проблему? Должен по замыслу своему. Но система гуманитарная, в ней допуски грубее. Где-то что-то будет срываться. Поэтому народ должен сечь и стучать.
Полный текст онлайн-конференции по вопросам ЕГЭ вы можете прочитать здесь.