Москва, 13 января – АиФ-Москва. Минобрнауки РФ подготовило проект «Концепции поддержки развития педагогического образования», в котором чиновники предлагают сократить срок обучения будущих учителей, но сделать упор на их практической работе в школах.
«Он разрабатывался сотрудниками министерства, но мы прислушивались и к учителям, и к представителям родительской общественности», - сообщила о проекте директор департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева, передает Коммерсантъ.
В документе обсуждаются проблемы педагогического образования в России. В частности, указывается, что профессия педагога потеряла престиж, в отрасли подготовки будущих учителей существует много проблем, и в школы приходят работать далеко не лучшие выпускники.
Авторы концепции не пишут, как можно улучшить имидж профессии, но предлагают готовить учителей по принципам «прикладного бакалавриата» и для этого «заменить значительный объем теоретических курсов практической работой». Такие стажировки, согласно документу, будут оплачиваться вузом и школой. Тем не менее, авторы не исключают, что этот подход может привести «к излишнему ухудшению показателей эффективности», поскольку студенты не смогут качественно подготовить учащихся.
Программа реформы рассчитана на 2014-2017 годы и пройдет в два этапа. В 2014-2015 годах пилотные проекты стартуют примерно в двадцати вузах, где будут отработаны новые программы и технологии. А в 2016-2017 годах новая модель будет расширена «на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ». К этому времени, по замыслу чиновников, будет поднят проходной балл ЕГЭ в педагогических вузах. Кроме того, предлагается разработать специальные методики для студентов непедагогических вузов, которые захотят дополнительно получить профессию учителя.
Однако в среде самих учителей отношение к реформе неоднозначное.
«Реализация этой инициативы вызывает большие вопросы. За четыре года бакалавриата невозможно подготовить полноценного учителя, особенно если основную часть времени он проведет в школе <…> Большинство российских педагогов учились вообще пять лет, а сейчас министерство считает, что их знания недостаточны <…> Чтобы реформа удалась, нужно написать новые учебники, создать новую программу обучения. За два года это сделать невозможно, получится очередное очковтирательство», - считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
По данным издания, профсоюз, напротив, предлагает увеличить срок подготовки педагогов до шести-семи лет, причем после этого выпускник вуза должен некоторое время проработать под присмотром опытных коллег.
Напомним, ранее глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пообещал, что по итогам 2013 года зарплаты у сотрудников образовательной области вырастут на 40%.