Примерное время чтения: 7 минут
50

Высшее образование: проблемы и перспективы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. В Россию возвращаются продуктовые карточки? 28/01/2009

Война суррогатным дипломам



Председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Григорий Балыхин привёл несколько интересных цифр: у нас в стране 658 государственных высших учебных заведений, более 2 тысяч их филиалов. Вместе с негосударственными вузами общая цифра превышает 3 тысячи университетов, академий и институтов. «В рамках приоритетного государственного проекта «Образование», - отметил Балыхин, - 57 вузов-победителей в сфере инновационного образования получили дополнительные средства в размере 30 млрд. рублей из российского бюджета. Да и в целом финансирование высшей школы будет расти каждый год. Так в 2009-м оно составит 319 млрд. рубелей – это вдвое больше, чем годом раньше». Григорий Артёмович отметил, что в связи с кризисом меняются стандарты образовательной программы: станут более актуальными курсы повышения квалификации, перепрофилирования и переподготовки в зависимости от специальностей, востребованных на рынке. Конкретные примеры для этого тезиса на круглом столе привели практически все его участники-руководители известных российских вузов. «Мы используем все возможности, - поделилась Мария Варлен, ректор Первого московского юридического института, - составляем новые программы по переобучению и т.д. Особенное внимание обращаем на выпускников средний специальных учебных заведений, о которых многие забывают. Ведь сегодня как никогда важно помнить о том, что ребята, закончившие школу или колледж с профессиональным уклоном, прежде всего, выбирают между несколькими государственными вузами, а лишь затем обращают свой взор на негосударственные».

 

WWW.PMUI.RU

 

Балыхин также подчеркнул, что 2009-й станет годом войны с «суррогатным высшим образованием», ничего не значащими дипломами и непрофессиональными филиалами вузов. Тем более, что по итогам прошлого года 86 из них лишились права работать в сфере высшего образования (ВО).

По мнению профессора Михаила Карпенко, президента Современной гуманитарной Академии, это только начало. Лишь его вуз на сегодня выпустил более 200 тысяч дипломированных специалистов, но по прогнозам Карпенко, количество выпускников уже через несколько лет снизиться вдвое. А это значит, закроются порядка 50% вузов, и это будут частные высшие школы. «И это крайне печально, – считает Михаил Петрович, - ведь именно негосударственные вузы – источник инновационного подхода к обучению. Истоки низкого качества высшего образования – это разрешенное использование гастролирующих преподавателей вместо дистанционного образовнаия на основе информационно-коммуникационных технологий».

 

WWW.MUH.RU

 

Однако Пётр Анисимов (Федеральное агентство по образованию) твёрдо уверен, что несмотря на перспективу, нарисованную коллегой, доступность ВО нисколько не снизится. И привёл пример позитивной тенденции, появившейся в высшей школе в прошлом году: привлекать в преподавательский состав молодых учёных.

Кто трудоустроится?

Валентина Иванова, ректор Московского государственного университета технологий и управления, уверена и в своём вузе и в его выпускниках. Ведь вопрос трудоустройства для них не станет проблемой, а специальности, связанные с пищевыми производствами будут особенно нужны и в кризис, и после него. «Вопросы продовольственной безопасности в наше время выходят на первый план, - считает Валентина Николаевна, - к тому же в прошлом году Россия собрала рекордный урожай зерна – 108 млн. тонн. А значит, отраслевые вузы, вузы, ориентированные на переработку, на Агропромышленный комплекс не только не потеряют студентов, но и привлекут новых. В прошлом году конкурс даже на такие сложные специализации, как «пищевая технология» и «машины и агрегаты пищевых производств» у нас был не ниже 2,5 человек на место, а на самые популярные доходил до 4,5 человек».

Крайне благоприятной для Московского государственного университета технологий оказалась и новая поправка в закон, недавно принятая Госдумой: теперь у работодателя не будут вычитать налог из суммы, которую он затратил на обучение студента в профильном вузе.

«Наши учащиеся – это и есть будущий малый и средний бизнес России, - уверена Иванова, - поэтому мы даём им сразу две специальности: технологическая идёт «в паре» с экономической. В регионах такой подход особенно важен. Ведь мы даем людям возможность познать и тонкости технологии, и премудрости составления бизнес-планов. Именно такое объединение нескольких составляющих ведёт к успеху».

Александр Ефремов, первый проректор, проректор по учебе РУДН, отметил, что выпускники университета Дружбы народов всегда пользовались повышенным спросом у работодателей: сегодня они возглавляют и крупные компании, и даже страны. «И причиной тому не только наш стандарт образования, грамотная реклама и ценовая политика (в этом году РУДН несколько сократит бесплатные места и увеличит квоту на платных отделениях, – Ред.), но и «сарафанное радио». И наши абитуриенты, и их родители точно знают, что проблем с работой у них не будет в любой период», - подчеркнул Ефремов.

Обсуждение закончилось острой дискуссией на тему, которую поднял Амет Володарский: налогом на имущество для вузов. Ведь это – больное место любой академии или университета. Многие представители высшей школы готовы терпеть сокращение бюджетного финансирования, только бы избавиться от проблемы налога на имущества – а им облагается каждый компьютер, каждый новый учебник и каждая лабораторная колба… Григорий Балыхин обещал, что Комитет по Образованию будет серьёзно думать над этим вопросом.

 

WWW.MOSINYAZ.RU

 

 

Полный список участников «круглого стола»:

Володарский А.А., сопредседатель комиссии по образованию научного совета РАН

Расторгуев В.Н., заведующий кафедрой теоретической политологии, доктор наук, профессор кафедры МГУ

Карпенко М.П., президент Современной гуманитарной академии, профессор

Варлен М.В., ректор Первого московского юридического института

Ефремов А.П., первый проректор, проректор по учебе РУДН

Иванова В.Н., ректор Московского государственного университета технологий и управления

Балыхин Г.А., председатель Комитета ГД РФ по образованию

Павлихин Г.П., проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана

Анисимов П.Ф., начальник Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Федерального агентства по образованию

Пугач В.Ф., главный научный сотрудник Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС

Гребнев Л.С., представитель Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах