И швец, и жнец
Тот, кто найдёт в себе силы прочитать сей реформаторский документ до конца, наверняка изумится. С одной стороны, от непонятных канцеляризмов, с другой - от требований, которые он предъявляет к учителям. Вот лишь некоторые из них: все педагоги должны знать иностранный язык, прекрасно владеть компьютером, общаться в соцсетях, владеть приёмами психодиагностики, составлять индивидуальные программы для учащихся. Наверное, это замечательно, если учитель труда, физкультуры или химии иногда будет вести урок на английском или по скайпу. Но зачем? Отдельным пунктом прописали «умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)». То есть авторы полагают, что есть в стране учителя, которые не умеют читать?
Но особые требования предъявили к учителям русского языка и математики. От первого требуется в числе прочего «вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры», «осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приёмам) текстовый ввод» (в переводе с чиновничьего на русский - уметь печатать на машинке), определять «вместе с учащимся, его родителями предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития». А от учителя математики требуется «формирование у учащихся позитивных эмоций от нахождения ошибки в своих построениях и позитивного отношения к интеллектуальным достижениям товарищей по классу». Ага, прекрасно, что у тебя у самого ошибки, зато за успехи товарища порадуйся!
Порочная практика
«Масса школьных учителей и преподавателей вузов напугана этим стандартом, - говорит Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, член межрегионального совета профсоюза «Учитель». - Наш профсоюз неоднократно разъяснял: данный стандарт - это образ учителя будущего, причём не ближайшего, а лет этак через 50. Но стандарт принимается для другого. Его будут использовать, чтобы принимать на работу, решать вопросы зарплаты, премий и надбавок. И с этой точки зрения он неприемлем. Многие просто вынуждены будут уйти из школы. Наиболее опасное требование: все учителя должны уметь работать одновременно и с одарёнными детьми, и с умственно отстающими, со слепыми и глухими, с мигрантами, социально запущенными и даже с малолетними преступниками и наркоманами. Но для работы с каждой из этих категорий детей есть отдельная профессия».
«Сами по себе чёткие требования к квалификации учителей нужны, - считает Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Сейчас недобросовестные учителя не несут никакой ответственности за низкое качество образования. Но содержание нынешнего документа - это однозначный минус».
Эксперты утверждают, что подобный формализм вообще характерен для работы Минобрнауки. Группа разработчиков пишет какой-то документ, на который выделены большие деньги. Затем заявляется, что он поддержан самим министерством и профессиональным сообществом - чтобы ни у кого не возникло желания протестовать. А иначе возникнет неизбежный вопрос: на что потрачены деньги? А если бы он возник, то наверняка особое внимание уделили бы другим, более естественным требованиям - скажем, любит ли учитель поэзию, увлекается ли спортом и, главное, любит ли детей.
Недавно президент В. Путин заявил, что причина всех этих странных новшеств в том, что «представители так называемого креативного класса пробрались в Министерство образования и там всё это «рисуют»... они иногда перебарщивают». Может быть, пора уже умерить креативность и начать решать насущные проблемы?