1417

Первые 100 дней. С какими проблемами столкнулись реформы обращения с ТКО?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. За какое будущее проголосовала Украина? 24/04/2019 Сюжет Мусора.нет

На прошлой неделе в пресс-центре «АиФ» прошёл «круглый стол», где обсуждали первые итоги Реформы обращения с ТКО и проблемы, с которыми она столкнулась.

«Подводя итог первых 100 дней работы, можно сказать, что старт дан», – открыл экспертный совет 1-й замминистра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов и процитировал Пушкина: «Громада двинулась и рассекает волны. Плывёт».

Несмотря на то что начало реформы совпало с новогодними праздниками, когда обычно отходов накапливается по максимуму, региональные операторы справились, считает он. Сейчас новая система запущена на 90% территории страны, к концу года она охватит всю Россию.

«Понятно, что столь масштабные преобразования не могут проходить без проблем, особенно на начальном этапе, когда новая система только выстраивается. В одних регионах изменения пока слабо заметны, в других люди уже видят перемены, – сказал Храмов. – Например, появились новые контейнеры, начался раздельный сбор, работают мусоросортировочные заводы, на которых отделяются полезные фракции и меньше отходов вывозится на полигоны, строятся заводы по переработке ТКО и т. д. Мусороперерабатывающие мощности сейчас возводятся в 10 регионах страны. Это начало реформы, которая должна в корне изменить существовавшую систему».

Как собираются платежи?

«Мы видим проблемы и понимаем, как их надо решать, –продолжил замминистра. – Есть пробелы в законодательной и нормативной базах. Кроме того, надо актуализировать нормативы накопления коммунальных отходов. Насколько они точно рассчитаны? Когда определимся с нормативом, будем решать, как сделать так, чтобы люди платили за фактический мусор, который реально накопили. Ещё одна серьёзная проблема – собирае­мость платежей. Региональные операторы поверили в реформу, вложили свои средства, и эти инвестиции должны окупиться. А на сегодняшний день в среднем по стране собираемость платы составляет всего 50%».

«Сбор платежей в разных регионах страны идёт по-разному. Есть Татарстан, где собирается 90%, есть регионы с уровнем собираемости 70–80%, а есть те, где платят только 20–30% жителей. В среднем по стране получается 50%, – включился в разговор гендиректор Российского экологическиого оператора (РЭО) Денис Буцаев. – Как можно решить эту задачу? С помощью­ цифровизации. Там, где используются информационные технологии, собираемость высокая. Например, если работают расчётные центры или платежи за вывоз мусора включены в единый платёжный документ. Этот вопрос, кстати, уже обсуждался на совещании у президента как один из способов решения задачи собирае­мости платы».

Бюджет подставит своё плечо

Кстати, указ о создании Российского экологического оператора был подписан президентом 14 января 2019 г. – именно эта федеральная компания призвана стать проводником реформы обращения с отходами в России.

«В ближайшей перспективе мы проведём ревизию всех территориальных схем, подготовленных регионами, и сформируем единую федеральную схему обращения с коммунальными отходами. Эта работа должна быть закончена к I кварталу2020 г., – сообщил Буцаев. – Ревизия покажет, насколько грамотно размещены объекты в соседних регионах и в целом по стране, где выгоднее сортировать, где перерабатывать, а где захоранивать отходы. Мы должны уйти от преж­ней схемы, когда мусор брали и вывалили на свалку или в ближайший овраг. Отходы должны стать сырьём. Этот путь прошли все цивилизованные страны. При этом необходимо, чтобы тарифы не росли, чтобы они были прозрачны и понятны каждому потребителю. Конечно, реформа будет проходить не только за счёт средств граждан. Планируем использовать внебюджетные источники, концессионные средства. Будет подставлено и «бюджетное плечо».

 

Платить за метры или за людей?

Обсуждая реформу, участ­ники дискуссии высказали свои идеи на «мусорную тему». Директор по работе с регоператорами ГК «ЭкоТехнологии» Анастасия Прошева предложила разработать единые федеральные стандарты контейнеров для раздельного сбора мусора. Иначе каждый регион придумает что-то своё – и в результате получится кавардак.

Председатель «Российской экологической партии «Зелёные» Анатолий Панфилов заявил, что надо ввести персональную ответственность губернаторов за ситуацию с мусором и свалками, «а то они спихнули её на рег­операторов и сидят довольные». А главе Минприроды предложил дать больше полномочий: «Если мы хотим раз и навсегда покончить с мусорной мафией и перейти на рыночные условия, при Минприроды нужна межведомственная комиссия, в которую войдут представители МВД, прокуратуры, Мин­экономразвития и других ведомств. Нужны рычаги влияния на все сферы».

Учредитель Общественного регионального экологического фонда «Гражданин» Максим Шингаркин поддержал идею провести федеральную ревизию всех региональных территориальных схем: «Многие губернаторы и регоператоры нарисовали очень красивые картинки. Можно устраивать конкурс детского рисунка… Но, знаете ли, у некоторых эти картинки оказались совсем непростые. Коррупционеры всех мастей вложили туда свои «хотелки».

После этих слов участ­ник дискуссии взял в руки стоявшую на столе бутылку с водой и заявил, что в цену этой бутылки, как и в цену любого другого товара, должна быть вложена сумма на утилизацию. «Если все без исключения производители товаров будут платить за утилизацию, тариф для людей вообще не понадобится», – заявил Шингаркин. Впрочем, другие участники его не поддержали, сказав, что тогда серьёзно вырастет цена на все товары народного потребления и та же бутылка воды будет стоить не 50, а 100 руб.

По мнению ведущего научного сотрудника отдела экономических исследований Института Европы РАН Сергея Рогинко, России надо внимательно изучить опыт других стран, например Германии, которая начала свою реформу 15 лет назад: «В Германии было много споров вокруг мусоросжигательных заводов. Как они решались? Постоянно ужесточались нормы по диоксидам и другим выбросам, собственников заставляли устанавливать всё более новые и современные фильтры. В итоге претензий к заводам больше нет.

И раздельный сбор в Германии работает. Подросткам даже выдают памятки, как можно заработать на смартфон, если сдавать мусор».

В конце концов, уверен он, мы тоже к этому придём. Для этого, кстати, неплохо вспомнить и советский опыт по сбору вторсырья, который мы потеряли. «Надо вернуться к сбору макулатуры, стекла, пластика, металлов. Причём сбор вторсырья должен быть организован централизованно, как это было. И мощности нужно строить. А то у нас сейчас батарейки перерабатываются лишь на одном заводе – в Челябинске. Пока они доезжают туда из Владивостока или Калининграда, становятся золотыми».

Ещё одна идея, предложенная учёным: на федеральном уровне определить, как людям платить за мусор – с квадратного метра или с жильцов. Пока регионы решают это самостоятельно. При этом, если человек уехал в отпуск, живёт на даче или учится в вузе в другом городе, при тарифе с человека он может сделать перерасчёт платежей Это особенно актуально для пожилых людей, которые проводят лето на даче. Расчёт по метражу такой возможности не даёт.

Впрочем, как ответил глава РЭО Денис Буцаев, единой федеральной методики по этому поводу не будет: «Для такой большой страны, как наша, универсальных решений найти невозможно, поэтому мы предоставляем регионам возможность вариативности. У нас есть квартиры, где на 50 метрах проживают, в том числе без прописки, 13 человек, а есть частные дома, где на 1000 метров живёт один человек».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы