Компания En+ Group инициировала создание Комитета по экологии и защите окружающей среды Ассоциации менеджеров, куда вошли представители 130 российских компаний. Среди них такие гиганты отечественной промышленности, как «Норникель», Unilever, «Интеррос», «Полюс Золото», «Сегежа Групп», JTI и другие. Планируется, что комитет станет ведущей экспертной площадкой в области устойчивого и экологического развития территорий.
«360 градусов» эковолонтерства
Вадим Ковалёв, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России, одобрил создание организации: «Очень здорово, что En+ Group инициировала создание комитета и возглавила его, потому что им действительно есть, что показать и рассказать. Например, их комплексная программа по защите Байкала и заповедных территорий. Это единственная программа, направленная на сохранение Байкала с разных позиций, в том числе эковолонтёрства и просвещения, научных исследований и предпринимательства».
В 2017 году в экомарафоне «360 минут» примут участие сотни экодвижений, волонтёры со всей России, сотрудники заповедников, представители бизнеса и корпоративные волонтёры, по всей стране он затронет заповедники и национальные парки на территории Иркутской области, Красноярского и Забайкальского краёв, республик Хакасия и Бурятия, регионов Дальнего Востока, а также Краснодарского края и Архангельской области. С марта по октябрь 2017 года организаторами запланированы около 200 экологических мероприятий с участием около 100 000 волонтёров.
Программа по защите Байкала работает в разных направлениях: от экопросвещения до развития экономики региона с учётом экологических требований. В результате Байкальский регион позиционируется как привлекательный для жизни, воспитывается потребительская культура, развивается местный бизнес.
Елена Вишнякова, директор по связям с общественностью En+ Group, руководитель Комитета по экологии и охране окружающей среды, так объясняет создание комитета: «В XXI веке пора делиться технологиями, прототипами, идеями. Собственно, комитет создан, для того чтобы обмениваться идеями. На наш взгляд, очень важно объединяться бизнес-компаниям для эффективной работы в теме экологии».
Экологические инициативы
Экологические вопросы поднимаются не только в Комитете по экологии, но и обсуждаются в Комитете по корпоративному управлению, в Комитете по КСО обсуждаются вопросы эковолонтёрства и экопросвещения.
Специалисты сходятся во мнении, что необходимо «воспитывать» потребителя с экологической точки зрения. Важно разрабатывать экоинициативы не только компенсирующие, но и те, которые будут встроены в бизнес-процесс компании и в цепочку формирования стоимости продукта, включая и конечного потребителя. Ирина Бахтина, глава Комитета по КСО Ассоциации менеджеров и вице-президент компании Unilever, призывает решать экологические проблемы «не с конца», когда, например, уже накоплены отходы. «Цель нашей компании к 2020 году — полный отказ от пластиковой упаковки, которую нельзя переработать». Решение проблемы утилизации упаковки во многом зависит от экологической зрелости самого потребителя, который пока не готов отказаться от дорогостоящей «обёртки», как полагают эксперты. Целесообразно было бы рассмотреть налоговые льготы для тех компаний, которые используют экологически безопасную упаковку из мешков и разлагаемого полиэтилена, внедряют экостандарты.
Также представители компаний уделяют большое внимание обсуждению вопросов сохранения экологического баланса территорий и восполнению лесного фонда.
Директор Департамента социальной политики компании «Норникель» Светлана Ивченко рассказала о той работе, которую ведёт компания в эконапралении: «Тема экологии всегда была приоритетной для нашей компании. Мы не экономим на способах сокращения выбросов, а выбираем самый эффективный. Мы разрабатываем и внедряем программы, закрываем заводы, переконфигурируем производство. Мы являемся лидером изменений в сфере экологии. К примеру, компания инвестирует 250 млрд рублей в экологию до 2023 года». Компания сотрудничает с заповедниками Таймырского и Кольского полуостровов. Сотрудники «Норникеля» принимают активное участие в инициативах, направленных на сохранение природного и культурного наследия региона. Особенно интересен в этом отношении проект компании «ПонесЛось». «Экомарафон „ПонесЛось“, который пройдёт на всех промплощадках компании, позволит реализовать комплексный подход в направлении эковолонтёрства: изучение природы родной страны, экологическое воспитание и образование, ответственность за окружающую среду, партнёрство с заповедными территориями, решение местных (малых) экопроблем силами корпволонтёров и горожан», — считает Светлана Ивченко.
Вице-президент «Сегежа Групп» Мария Василькова согласилась с необходимостью «воспитания» потребителя и призвала к взвешенной политике по охране экологического баланса территорий и восполнению лесного фонда. Вопросы дисбаланса налоговых льгот для производителей экологически безопасной упаковки из мешка и разлагаемого полиэтилена, внедрения экостандартов и поддержания добросовестной конкуренции вызвали жаркую дискуссию среди собравшихся специалистов.
«В Год экологии у бизнеса появляется площадка, на которой можно продемонстрировать свои достижения в сфере охраны окружающей среды, особенно — у тех компаний, которые формируют значительный объём загрязнений. Это возможность продемонстрировать, что бизнес может и должен быть частью решений экологических проблем, а не их источником», — подвёл итог дискуссии руководитель пресс-службы Министерства природных ресурсов и экологии РФ Николай Гудков.
Обычный человек тоже может, совершая несложные действия, улучшать экологическую обстановку. Для этого необходимо всегда убирать за собой мусор, когда вы отдыхаете на природе, выключать свет и воду на то время, пока вы ими не пользуетесь. Также можно начать раздельный сбор мусора или отнести в пункт сбора скопившуюся макулатуру.