Примерное время чтения: 7 минут
234

«Боинг 737» мог погубить не 88, а тысячи человеческих жизней

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Кто ответит за 88 смертей в воздухе? 17/09/2008

Те, кто сразу же оказался на месте аварии, до сих пор с ужасом вспоминают увиденное. Оторванные руки, ноги, детские башмачки...

— В 5.10 утра меня разбудил взрыв, — рассказал корреспонденту «АиФ» Сергей П., живущий недалеко от места катастрофы. — В окно я увидел огненный шар, который упал на землю. Сразу оделся и побежал на место, оказался там раньше всех. Увидел развороченное метров на 50 железнодорожное полотно, поваленные столбы, везде горят мелкие обломки, всё в дыму, запах керосина. Среди обломков заметил три трупа, один был пристёгнут к сиденью. Точнее, трупами назвать это сложно, скорее фрагменты тел. Кусок мяса вперемешку с одеждой, из этого торчит маленькая ручка и маленькая ножка...

Следователи на местах, где находили фрагменты человеческих тел, привязывали белые тряпочки. Их было в том самолёте 88: шесть членов экипажа из Архангельска, семь детей, в том числе двое грудничков, а также Герой России, советник Президента РФ генерал-полковник Г. Трошев и 1-й вице-президент Всероссийской федерации самбо В. Погодин. Кроме граждан России на борту находился 21 иностранец — из Азербайджана, Украины, Германии, Италии, Франции…

Следственный комитет при Прокуратуре РФ (СКП) возбудил уголовное дело по ст. 263 УК РФ, ч. 3 (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлёкшее смерть двух или более лиц). В качестве основной версии катастрофы рассматривается неисправность правого двигателя. Среди других — ошибка пилота и теракт, хотя последняя версия ничем не подтверждается.

По словам руководителя Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, следствие изучит записи бортовых самописцев, которые уже доставлены в Москву. Будет проверено качество топлива, которым был заправлен самолёт, а также наличие на борту судна опасных грузов.

Главные вопросы после авиакатастрофы

Почему самолёт упал на город?

Уже сейчас говорят о том, что экипаж постарался увести самолёт от жилых домов и тот рухнул в районе промзоны, разделившей два городских квартала, буквально в нескольких десятках метров от человеческого жилья. Иначе жертв было бы гораздо больше. Во многих российских аэропортах взлётно-посадочная полоса находится в городской черте, что уже приводило к трагедиям. В декабре 1997 года на жилой посёлок Иркутска рухнул грузовой «Руслан». Погибли 23 человека, находившихся на борту самолёта, и 49 были погребены под его обломками на земле, среди них 14 детей. 9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска разбился самолёт А-310 рейса Москва — Иркутск. После успешного приземления самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, врезался в гаражи и загорелся. Удалось спасти только 79 человек из 203, находившихся на борту. Федеральные власти сразу же после крушения лайнера обещали построить новый аэропорт. Однако более чем за два года дело практически не сдвинулось с мёртвой точки.

Почему «Боинг-737», разбившийся в Перми, буквально размазало по земле, хотя он падал со сравнительно небольшой высоты? В то же время Ту-154, погибший несколько лет назад под Донецком, сохранился куда лучше, хотя падал с высоты 10 км.

По словам независимого эксперта по расследованию авиапроисшествий Ивана Янчака, в 2006 г. Ту-154 сорвался в так называемый плоский штопор. В результате и упал он на землю, как блин на сковородку. В случае с «Боингом» в Перми всё было совсем не так. Скорее всего, у самолёта отказали рули высоты. Они расположены в хвостовой части самолёта и отвечают за набор высоты или снижение. В случае с «Боингом-737» рули высоты, вместо того чтобы приподнять нос самолёта, сработали в обратном направлении. Длинная выжженная борозда на месте падения самолёта, которую показывали по телевидению, говорит о том, что он летел со слишком большой скоростью. Даже несмотря на свидетельства очевидцев о том, что падающий самолёт уже горел, взорвался и разлетелся на куски он только после того, как на большой скорости врезался носом в землю.

Говорят, что расследование записей «чёрных ящиков» разбившегося «Боинга-737» займёт три-четыре недели. Почему так долго?

В Межгосударственном авиационном комитете (МАК), в отделе расследований лётных происшествий, нас заверили, что для расшифровки «чёрных ящиков» обычно требуется три-четыре дня. Уже на этой неделе специалисты получат записи, которые могут объяснить причины катастрофы.

Какие компенсации получат родственники и близкие погибших в авиакатастрофе в Перми?

Согласно поправкам в Воздушный кодекс, вступившим в силу этим летом, за каждого погибшего авиаперевозчик должен выплатить 2 млн. руб. Это уже прогарантировал «Аэрофлот». Деньги должны быть выданы не позже чем через 30 дней после предоставления всех необходимых документов.

Те же поправки обязывают выплатить семье погибшего расходы на похороны в размере 25 тыс. рублей. Также закон предусматривает выплату за багаж (600 руб. за 1 кг) и личные вещи, которые пассажир пронёс в салон, — 11 тыс. руб.

Важный момент — выплата 2 млн. руб. «не связывает рук» близким и родственникам погибших. Согласно уже Гражданскому кодексу, они имеют право подать в суд на авиаперевозчика по взысканию ущерба.

Комментарий специалиста

Ситуацию прокомментировал заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков:

— Конечно, такие трагедии очень сложно прогнозировать и предугадывать. Но не менее важно быть готовыми к ним, чётко сработать потом, не впадать в панику, не создавать неразберихи.

За счёт того, что мы регулярно проводим соответствующие учения в компании, не было суматохи и на этот раз. Хотя разбился самолёт не самого «Аэрофлота», а его дочерней компании, мы немедленно задействовали все необходимые процедуры и сработали по плану. Уже через два часа после трагедии, с шести утра, заработал антикризисный штаб. Мы не только нашли и организовали людей, которые занимались с родными и близкими погибших, но и использовали все возможности, чтобы начать отправлять их в Пермь специальным самолётом из «Шереметьево-1», а также регулярными рейсами. И уже вечером того же дня родственники могли собраться на месте трагедии, где им рассказали всё: и о следственных действиях, и как им могут помочь, и о порядке получения компенсации за погибших.

Страховые компании тем временем уже работали с данными по выплатам, а мы пустили в аналитическую работу все материалы о возможной причине катастрофы.

Мы понимаем, что даже наша чёткая работа не способна утешить людей в этой ситуации. И ничто, наверное, не могло.

Однако конкретика, деловой подход, способность отвечать на вопросы и решать все возникающие проблемы, начиная с еды и жилья, действует на родственников погибших успокаивающе. Ведь бытовые трудности в этой тяжёлой ситуации не возникли и не принесли дополнительных мук. В этом смысле все наши сотрудники оказались готовы и показали себя с хорошей стороны, работали профессионально.

Что ещё было нехарактерно в дни этой трагедии — чиновники и представители авиакомпании не «бегали» от прессы, а всё время находились с ней в открытом диалоге. Я считаю, что это было очень важно для всех.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах