Кстати, сама Дальняя авиация всего на пару лет моложе, чем военное воздухоплавание в России как таковое. Об этом «АиФ» рассказал командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев.
Полёты за угол
«АиФ»: - Анатолий Дмитриевич, 12 августа вся страна будет отмечать столетие своих Военно-воздушных сил. Какие события этого века были самыми знаковыми для Дальней авиации?
А.Ж.: - Первым, конечно, было создание в 1913-1914 гг. самолётов Игоря Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец». Второй вехой я бы назвал участие Дальней авиации (тогда АДД - Авиация дальнего действия) в Великой Отечественной войне. Немцы стояли у стен столицы, а самолёты АДД бомбили Берлин. Третья опорная точка - бурное развитие Дальней авиации (ДА) в 60-70-е гг. ХХ в., когда она стала сверхзвуковой, ракетоносной, всепогодной...
«АиФ»: - Кажется, в те годы боевое патрулирование над акваториями Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов на жаргоне Дальней авиации называлось «полётами за угол». Как с этим сейчас? Не встречаются ли на пути американские бомбардировщики?
А.Ж.: - Да, славные были времена. На воздушное патрулирование в 1980-х, в самый разгар «холодной войны», летали практически через день. Как тогда, так и сейчас полёты проходили исключительно в нейтральном воздушном пространстве. Один из маршрутов поныне пролегает над Баренцевым и Норвежским морями к берегам Великобритании и Исландии. Нас и сейчас сопровождает истребительная авиация тех стран, рядом с которыми мы пролетаем. Ведут они себя вполне дружелюбно. А стратегических самолётов США (у других иностранных государств их на вооружении сейчас нет) мы в воздухе не встречаем. Мы летаем по разным маршрутам и не имеем точек соприкосновения. С коллегами из Командования глобальных ударов ВВС США мы гораздо чаще встречаемся на земле...
«АиФ»: - В смысле?
А.Ж.: - Недавно я вернулся из Америки, где удалось договориться о визите наших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95 МС на военно-воздушную базу Барксдейл, штат Луизиана. Это мероприятие запланировано на 2013 г., в том же году к нам на авиабазу «Энгельс» под Саратовом прилетят американские Б-52.
Гуся и порося
«АиФ»: - Не устарел ли Ту-95 морально? Ведь этот турбовинтовой (!) самолёт служит с 1956 г. Есть же куда более современные Ту-160.
- Нынешние Ту-95 МС совсем не те, что выпускались 50 лет назад. Они были построены в 80-х гг. и на фоне американских Б-52, которые я недавно видел своими глазами, смотрятся вполне моложаво. «Американцы» на 20 лет старше, местами на фюзеляжах встречается ржавчина, но в США рассчитывают, что эти Б-52 полетают ещё лет 30.
Наши самолёты будут востребованы и того дольше. А что касается Ту-160, то в 2008-м они были с визитом на венесуэльской авиабазе Либертадор.
«АиФ»: - А зачем вообще нужна Дальняя авиация, если на вооружении есть баллистические ракеты?
А.Ж.: - Если ты запустил баллистическую ракету, назад ты её уже не отзовёшь. А Дальняя авиация может взлететь с ядерным оружием на борту и барражировать в зонах патрулирования в ожидании приказа от Верховного главнокомандующего - это его «длинная рука». Районы патрулирования, как правило, недоступны для истребительной авиации потенциального противника. К тому же в отличие, допустим, от шахтных пусковых установок МБР, определить точное местоположение самолётов ДА в каждый конкретный момент не всегда возможно.
«АиФ»: - Есть ли у Дальней авиации свои собственные традиции?
А.Ж.: - А как же! После длительных полётов (а наши экипажи летали по 20, 30 и даже 40 часов с 3-4 дозаправками в воздухе) их торжественно встречают на аэродроме друзья, командиры, жёны и вручают лётчикам фаршированного гуся. А если экипажем был успешно выполнен пуск крылатой ракеты, дарят жареного поросёнка. Такая традиция пошла от наших отцов, дедов, и мы не собираемся от неё отказываться.