В дирекции по коммуникациям ГКНПЦ им. М. В. Хруничева АиФ.ru сообщили, что сотрудничество с компанией «Хартрон» в интересах Министерства Обороны прекращено, однако работы по запуску «Рокотами» гражданских космических аппаратов, в частности по европейской программе, продолжаются. «Все запланированные пуски "Рокотов" будут выполнены, возможности и технические решения для этого, безусловно, у нас есть», — заявили в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Источник на предприятии, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что инициатива по прекращению работ исходит от российской стороны и связана с тем, что военные отказались полагаться на украинское предприятие в вопросах, связанных с обороноспособностью страны. Сложность взаимодействия с «Хартроном» возникла после того, как правительство Украины запретило поставлять в Россию военные изделия, что коснулось и продукции двойного назначения, которой и является ракета «Рокот».
Космос и политика
Владимир Карнозов, аналитик содружества авиационных экспертов Aviation EXplorer:
Ракета «Рокот» использовалась для вывода на низкую орбиту лёгких спутников, которых на самом деле было не так уж много: создать космический аппарат такого веса довольно сложно. Например, все спутники ГЛОНАСС — среднего размера. За всю историю её существования было совершено всего 19 пусков, причём несколько из них — испытательные. Прекращение использования этой ракеты может коснуться отдельных проектов — спутников связи и фотоспутников, но в целом на отрасли не отразится. Что касается системы управления разгонным блоком, то при желании его сможет производить и сам ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, и РКК «Энергия». Впрочем, скорее всего, это и не понадобится: на подходе лёгкая «Ангара».
«Рокот» — только начало
Однако не стоит думать, что Россия действительно легко сможет заменить всё, что производится на Украине: на это понадобятся десятки лет, а на многих проектах и вовсе придётся поставить крест. В авиационной отрасли это уже случилось: в РФ больше не будут производиться самолёты Ан-140 и Ан-148, прекращено сотрудничество по модернизации самолетов «Руслан», а такой нужный для вооружённых сил транспортник Ан-70, судя по всему, так и не будет запущен в серийное производство. Также больше не будет поставляться в Россию ракета воздух-воздух «Артём», могут возникнуть трудности с поставками двигателей для вертолётов с завода «Мотор-Сич» в Запорожье.
Алексей Захаров, независимый авиаэксперт:
Нужно понимать, что одна из главных составных частей двигателей «Мотор-Сича» – лопатки — производится в городе Снежное Донецкой области, и стреляют там совсем рядом. Один выстрел — и российские вертолёты летать не будут: в России для них просто не делают двигатели. Эта продукция двойного назначения продолжает поставляться в Россию: формально они собираются в Санкт-Петербурге, но там на пришедший из Запорожья готовый двигатель фактически просто прикручивают два небольших агрегата, после чего его торжественно сдают. И это только один из эпизодов того, что происходит в нашей промышленности: на Украине до сих пор производится очень много изделий, которые в нашей стране заменить просто нечем.
Список изделий и отраслей промышленности, по которым Россия сотрудничает с Украиной и которые оказались под угрозой после начала кризиса, можно продолжать очень долго. Сложно понять, кто пострадает от разрыва партнёрства больше: Украина, где могут остановиться десятки предприятий, а сотни тысяч людей остаться без работы, или Россия, которая будет вынуждена тратить годы на то, чтобы заменить украинскую продукцию, и в том числе это коснётся космической отрасли.
При этом не стоит забывать, что Россия серьёзно отстаёт от США по количеству военных спутников, которые в условиях современных войн отвечают и за разведку, и за наведение на цель, являясь основной военной безопасности.