Примерное время чтения: 7 минут
20740

«Птица» высокого полета. Почему ракета «Ангара» важна для России?

Сюжет Проблемы с запуском ракеты «Ангары» в Плесецке
Андрей Моргунов / РИА Новости

Она полетела!

9 июля 2014 года в 16:04 по московскому времени с космодрома «Плесецк» состоялся запуск новой российской ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1.2ПП». Согласно официальному сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, полёт ракеты прошёл успешно, неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка на расстоянии 5700 км от места старта.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу доложил Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами России Владимиру Путину об успешном проведении первого испытательного пуска ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП».

Президент России поздравил конструкторов, инженеров и всех специалистов, которые принимали участие в подготовке испытательного пуска, с его успешным проведением.

За этими сухими строчками официального сообщения скрывается эпохальное для отечественной космонавтики событие. «"Ангара" полетела» в реалиях 2014 года всё равно что «Гагарин в космосе!», если не больше.

Чисто русский проект

История «Ангары» началась в далёком 1992 году, когда правительство России внезапно осознало, что вся отечественная космическая программа повисла на волоске. Главный стартовый комплекс — космодром «Байконур» — оказался в Казахстане, а создание ракет-носителей и другой космической техники во многом зависело от кооперации с предприятиями бывших союзных республик, в особенности Украины.

В связи с этим перед учёными и инженерами была поставлена задача создания новой ракеты-носителя, которая должна была обеспечить возможность запусков с территории России и при этом создавалась бы силами исключительно российских предприятий.

Осенью 1992 года был объявлен конкурс на проектирование нового комплекса, в котором приняли участие ведущие российские предприятия космической отрасли — РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева».

Два года спустя, в августе 1994 года, победителем конкурса был объявлен проект КБ имени Хруничева, которое и стало головным предприятием проекта. Одновременно предполагалось, что в разработке целого ряда частей и систем будут принимать участие и другие российские предприятия космической отрасли.

Ракета на все случаи жизни

Однако принятый за основу в 1995 году проект ракеты-носителя «Ангара» кардинально отличался от того, который был создан в итоге. В 1997 году руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева убедило Роскосмос и Минобороны пересмотреть проект. Отныне речь шла о создании ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях ракеты-носителя.

Это позволяло создать уже не одну ракету, а целое семейство ракет от лёгкого до тяжёлого класса, которое могло заменить практически все существующие образцы советской ракетной техники, за исключением семейства Р-7, представителем которого является ракета «Союз», обеспечивающая пилотируемую космическую программу.

Фото: www.globallookpress.com

Два главных плюса «Ангары» — это использование во всех её ступенях экологически чистого топлива вместо токсично гептила, применяемого в «Протоне» и других советских носителях, а также модульная концепция, не только повышающая универсальность носителя, но и упрощающая доставку ракеты к месту старта.

Первоначальное постановление правительства предполагало, что испытания «Ангары» начнутся в 2005 году на космодроме «Плесецк», а впоследствии запуски ракет семейства «Ангара» также будут проводиться со строящегося ныне космодрома «Восточный».

Однако разработка ракеты шла значительно медленнее, чем планировалась, и потребовала значительно больших капиталовложений, чем предполагалось изначально.

Несбыточная «Русь»

Называя вещи своими именами, «Ангара» создавалась так, как жила страна — со скрипом, ошибками и скандалами, разоблачениями и взаимными обвинениями.

Многие эксперты между собой перешептывались: фирма Хруничева» решила, так сказать, «монополизировать» рынок носителей, и взяла на себя изначально непосильную ношу.

Масла в огонь подлила и история конкурирующего проекта — ракеты «Русь-М». Головным предприятием этого проекта было РКК «Энергия». Правительственное задание предполагало разработку новой ракеты-носителя для выведения на орбиту пилотируемых кораблей, которые будут стартовать с космодрома «Восточный».

К ракете-носителю, изначально разрабатывавшейся для пилотируемых полётов, предъявлялись чрезвычайно жёсткие требования в плане безопасности, что привело к резкому удорожанию проекта.

В итоге было объявлено, что стоимость разработки «Руси» может достигнуть 250 миллиардов рублей, пуск её к 2015 году нереален, к тому же, она во многом копирует «Ангару», поэтому принято решение о приостановке работ по данному проекту. В Роскосмосе решили, что на данном этапе функции «Руси» может успешно выполнять «Союз-2».

Одновременно появилась информация, что ракета «Ангара» может быть адаптирована и под пилотируемые пуски. Собственно, «хруничевцы» были соперниками «Энергии» в конкурсе на разработку именно с этой идеей, однако потерпели поражение. Затем, однако, «Ангара» взяла реванш.

Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Или «Ангара», или ничего

Человеку, не работающему в ракетно-космической отрасли, по словам профессионалов, во всё это лучше глубоко не погружаться. Соперничество между «фирмами» и конструкторами не отличалось хорошими манерами и во времена расцвета советской космонавтики, а то, что творилось и творится в последние четверть века, могло бы послужить материалом для гангстерской саги вроде «Бригады» и «Бандитского Петербурга».

Поэтому нужно уяснить следующее — фактически «Ангара» осталась единственным проектом, который мог бы прийти на смену очень хорошим, но глубоко устаревшим советским ракетам-носителям, разработка многих из которых началась ещё при жизни Сергея Королева.

На «Ангару» была сделана такая же ставка, как в гражданской авиации на «СухойСуперджет». Злые языки из числа ветеранов авиакосмической отрасли определили ситуацию формулой казино: «Все деньги на "зеро"».

При этом речь идёт о весьма серьёзных средствах. И если в 2002 году начальник космодрома Плесецк генерал-лейтенант Геннадий Коваленко говорил, что в целом на реализацию программы создания комплекса «Ангара» необходимо до 15 млрд рублей, то в 2012 году глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что на работы по «Ангаре» к тому моменту было потрачено 160 миллиардов рублей.

Сообщалось, что якобы критикам, коих у «Ангары» немало, в кулуарах без обиняков предлагают заткнуться. Потому что мысль о том, что после такого количества истраченных средств и 20 лет работ следует всё начать сначала, повергает ответственных товарищей в ужас. Ведь под «Ангару» уже строится и космодром «Восточный», и вложения в этот проект также измеряются сотнями миллиардов.

Всё будет хорошо?

Поэтому, когда 9 июля 2014 года «Ангара» всё-таки полетела, многие выдохнули с облегчением. Пусть речь идёт о самом лёгком носителе из семейства, пусть полёт был суборбитальным — тем не менее, это успех, дающий надежду на успех всего проекта.

Согласно существующим планам, до конца 2014 года должен состояться запуск «Ангары» тяжёлого класса, которая предназначена для вывода на орбиту крупных космических аппаратов и, в перспективе, пилотируемых кораблей.

На 2018 год запланирован первый старт «Ангары» с пилотируемым кораблем.

Эксперты, правда, полагают, что с учётом текущего положения вещей более реальным такой запуск выглядит в 2020-2021 году. И добавляют: «Если всё будет хорошо».

Хочется, чтобы всё у «Ангары» отныне было хорошо. Ну очень хочется.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах