Примерное время чтения: 8 минут
1364

В чем смысл праздника Сретения Господня

Что же произошло в те далекие дни и какое значение для христиан имеет этот праздник?

Уверен, что большинству наших сограждан о празднике Сретения почти ничего не известно. К тому же, этот праздник со временем оброс множеством историй, легенд и даже мифов, разобраться в достоверности и назидательности которых, могут, пожалуй, только специалисты. Чтобы избежать «преумножения сущностей», обратимся собственно к Библейскому повествованию и постараемся изложить одно из возможных его значений и пониманий.

Краткая история праздника

Апостол и евангелист Лука в своем письме достопочтенному Феофилу, датируемом второй половиной первого века, так описывает события того дня.

Когда пришло время совершить обряд очищения, предписанный Законом Моисея, Мария и Иосиф принесли младенца в Иерусалим, чтобы посвятить Его Господу, потому что в Законе Господнем сказано: «Всякий первенец мужского пола должен быть посвящен Господу», а также для того, чтобы принести жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей», как предписывал Закон Господень.

Был в то время в Иерусалиме человек по имени Симеон, и это был человек праведный и благочестивый, ждущий спасения для Израиля, и был на нем Дух Святой. Симеону было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит обещанного Помазанника Господня. Побуждаемый Духом Божьим, он пришел в Храм, и, когда родители принесли туда младенца Иисуса, чтобы исполнить повеление Закона, Симеон взял Его на руки и возблагодарил Бога: «Теперь Ты отпускаешь с миром слугу Своего, Владыка, ибо Ты исполнил Свое слово: глаза мои увидели Того, кого Ты предназначил быть Спасителем для всех народов, — Он — Свет, который озарит язычников, и Слава народа Твоего Израиля».

Иосиф и Мария с изумлением слушали Симеона. Он благословил их и обратился к Марии: «Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут, и твою душу тоже меч рассечет. Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы».

Была там и Анна пророчица, дочь Фануила, из племени Ашера. Прожив после замужества семь лет с мужем, она овдовела и была вдовой уже восемьдесят четыре года. Анна никогда не покидала Храма, день и ночь служа Богу постом и молитвой. Она подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце.

По всей видимости, описанное событие имело такое большое значение для местной иерусалимской общины первых христиан, что с первых веков они праздновали 40-й день от Рождения Христа. Поскольку в то время дата Рождества Христова еще не была зафиксирована на 25-м декабря (по юлианскому календарю), встречу праведным Симеоном Богомладенца праздновали в иной, чем сейчас, день. Как бы то ни было, есть достоверное свидетельство начала 4-го века о торжествах в Иерусалимской Церкви в честь Сретения Господня. Со временем многие обычаи тех мест распространились по всей Римской Империи и, в конце концов, в начале 6-го века один из императоров своим указом утвердил этот праздник как общецерковный.

Let My People Go

Одной из форм древней религии израильского народа были жертвоприношения. В евангельском повествовании сказано, что Младенца Христа принесли в храм, чтобы за Него принести жертву. Это была не только благодарность Богу за новорожденного, это было исполнение древнего закона.

Религиозно-культовая жизнь израильского народа тех времен серьезно отличалась от того, что мы видим в современных европейской и русской культурах. По своей форме она была близка языческим религиям прошлого, однако из Библии становится совершенно ясно: целью ветхозаветной религии было сохранить истинное богопочитание и подготовить израильский народ к пришествию Мессии — Христа. Во многом эта религия была направлена против других культов и часто предписывала строжайшие охранительные меры и жесткое противодействие язычеству. Есть пословица: «с волками жить — по-волчьи выть». Находясь в окружении воинственно настроенных врагов, израильский народ вынужден был жить по закону жесткой обороны и противодействия. Иначе он был бы просто ассимилирован, поглощен соседними народами и этнически, и религиозно – а значит не смог бы даровать миру Христа.

Многим известна песня Луи Армстронга Let My People Go, кто-то, быть может, смотрел мультфильмы из сериала «Суперкнига» или полнометражный «Принц Египта». Наверное нет человека, который так или иначе не был бы знаком с именем пророка Моисея и его великим делом. Ведомый этим посланником Божьим, израильский народ спасся из египетского рабства, избежал уничтожения и остался тем народом, в котором сохранялась вера в Единого Истинного Бога.

Напомню, что освобождению израильтян предшествовали так называемые «казни египетские». Фараон упорствовал, ни одна из девяти предшествующих «казней» не подействовала. Вопрос стоял «или – или», «гордиев узел» надо было разрубить. И тогда Бог ради своего народа повелел ангелам убить всех египетских первенцев. Израиль был освобожден страшной ценой, ценой жизней многих детей. Еще раз повторю, что из библейского повествования совершенно ясно: на кону был не просто народ, на кону стояла судьба истинной религии, сама возможность человечеству обрести спасение.

Известный православный проповедник и богослов митрополит Антоний Сурожский видел в этой истории с пророком Моисеем нечто особенное, нечто важное и для современного человека. Дело вот в чем. Чтобы израильтяне не возомнили, что их спасение совершено просто так, чтобы они помнили цену, которой куплена их свобода, чтобы не подумали, что это произошло только ради них, и поняли степень ответственности, Бог повелел каждой семье быть готовой принести в жертву своего первенца, заплатить ту же цену, что и египтяне. Для этого надо было прийти в храм для жертвоприношения, и принести младенца и животное: и каждый раз никто не мог сказать с уверенностью, какую жертву изберет Бог.

Смерть египетских младенцев должна была показать, что свободу можно купить только кровью, тем более, духовную свободу. В свое время Сам Христос заплатил ту же цену и тоже не ради Себя, а ради искупления и спасения всех людей.

Значение праздника для христиан

Храм — это место встречи человека и Бога, место, где происходит нечто очень важное. Именно в храм пришла Дева Мария и принесла Младенца и именно там святой старец, олицетворявший своей жизнью и возрастом ветхозаветную религию, во всеуслышание засвидетельствовал, что на руках у него Спаситель, что начинается новая жизнь.

События этого праздника так или иначе говорят, что и Израилю пришлось заплатить ту же цену, что некогда заплатили египтяне. Народ, спасенный когда-то ценой крови, завершает свою историю рождением Истинного Сына Израиля, Первенца своего рода, Которому суждено отдать Свою жизнь за людей, порабощенных злом.

Принесение Богомладенца в храм и свидетельство Симеона для христиан - это не просто исполнение обряда, но еще и встреча. Встреча Израиля с явившимся Спасителем, встреча пророчества с его исполнением, встреча Ветхого Завета с Новым. Встреча, свидетельствующая о «передаче власти», о том, что ветхое отныне будет угасать и уходить, а новое вступать в полноту прав.

Но все это не просто так. И события спасения Израиля из плена и жертвоприношение за Младенца Христа и тем более Крестная смерть Спасителя — все это говорит о той цене, что заплачена за саму возможность исповедовать истинную веру. Поэтому апостол Павел напоминает христианам: «Вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые — Божьи»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах