153

Лесбийское священство

Прежде чем дать этому событию какую-либо оценку, необходимо прояснить некоторые важные для христианства и Церкви понятия.

Об англиканских церквях

Следуя древней традиционной для христиан практике можно сказать, что та или иная христианская Церковь состоит из так называемых епархий - административно-территориальных единиц. Епархии возглавляются епископами и, в свою очередь, состоят из общин или, что ближе русской терминологии, из приходов. Принадлежность епархий к единой Церкви проявляется в вероучительном, богослужебном, каноническом (правовом) единстве с другими епархиями, в подчинении общему органу управления - собору всех епископов (глав всех епархий) и уполномоченным собором органам или лицам. В традиции русской Церкви в межсоборный период Церковью управляет Священный синод и епископ г. Москвы - Святейший Патриарх. Епархии обладают полной самостоятельностью в решении внутренних вопросов.

В указанном контексте англикане всего мира не составляют одной Церкви, а являются содружеством (сообществом) Церквей, каждая из которых состоит из своих епархий и может достаточно сильно отличаться в своей жизни и вероучении от других. Но при этом все они сохраняют единство в некотором вероучительном минимуме и в богослужении, то есть могут совершать совместные богослужения, вместе молиться и даже причащаться Тела и Крови Христа. Именно эта особенность англикан дает им возможность при общем единстве иметь столь различные взгляды, например, на гомосексуализм. Такое разногласие невозможно внутри Католичества и Православия.

О епископах

С первых веков христиане утверждали, что священники, да и другие христиане в Церкви не работают, а несут служение. Причем в идеале каждый должен служить тем даром, к которому призван от Бога. Кто-то призван управлять, кто-то быть наставником, кто-то заботиться о бедных, кто-то просто молиться на собраниях и в меру сил участвовать в общинной жизни. Служение отличается от профессии тем, что это - реализация своего христианского призвания. Нельзя служить время от времени, но только с полным включением, всегда и всюду, как в семейной жизни.

Есть особые церковные служения, без которых невозможно обойтись и которые должны быть гарантом преемственности и правильного развития церковной жизни. На данном этапе для  Русской Церкви такими служениями являются те, что обеспечивают богослужебную и административную сторону жизни, остальные служения рассматриваются как дополнительные, вспомогательные. Это пережиток советского прошлого. В наши дни, к сожалению, все еще нет таких важнейших церковных служений как катехизация, миссионерство, социальные работы.

Наиболее ответственным и важным церковным служением является епископство. «Где епископ, там и Церковь», - говорили еще на заре христианства. Если обратиться к истории, то служение епископа - это служение главы церковной общины, его основные задачи: управление, научение и богослужение. По призванию епископ - гарант того, что церковная община будет жить в соответствии с традицией и опытом, с переданными ей предшествующими поколениями.

По учению церковному, епископ - это глава Церкви, он как говорят, для христиан пастырь, наставник, друг. Важно понимать, что эти качества - не функции, а плоды Божьего благословения, данного через Таинство рукоположения, где во время молитвы и возложения рук другими епископами на кандидата возлагается ответственность и даются от Бога дары к епископскому служению. Можно сказать, что в этой тайне епископ как бы сродняется с христианами. Подчеркну, чтобы нести епископское служение мало быть избранным и легитимным, необходимо, чтобы в соборной молитве христиане испросили кандидату в епископы Божьи дары и Божье благословение.

Для православной и католической традиции очень важно, что епископы именно рукополагаются. Христиане уверены, что кандидат через некоторый мистический акт становится епископом и приобщается к служению Самого Христа, разделяет со Христом заботу и попечение об общинах и христианах.

Практика порой сильно отстоит от теории, не все епископы и не всегда становились и становятся истинными отцами и пастырями. Но из жизни мы знаем, что и в семьях не все отцы ведут себя достойно, не переставая быть отцами. Нельзя быть семейным отчасти, нельзя материнство воспринимать как профессию, если это происходит, то семья страдает. Таки же и с епископством.

О епископах-женщинах

Епископ как глава Церкви по самому смыслу своего служения занимает то место, что имел Христос в своем земном служении. Служение епископа воспринимается христианами как подражание Христу.

Сейчас границы между образом жизни мужчин и женщин стираются, и это процесс неизбежный. Но еще 100 лет назад не надо было объяснять разницу. Всем было ясно, женщина призвана к материнству, призвана быть хозяйкой в доме, мужчина - это кормилец, защитник, жизненная опора. Так и епископ - кормилец, защитник, опора. Когда речь шла о епископах и священниках, ни о ком, кроме мужчин, и речи никогда не было. Признаем, что эта логика сейчас для многих непонятна и неубедительна. Но в конечном итоге, православные христиане опираются на очевидный и неоспоримый факт, легший в основу традиции: сам Христос был мужчиной и апостолами избрал мужчин и им поручил Церкви. Апостолы именно мужчин поставили епископами, то есть главами Церквей, и так заповедали всем последующим христианам.

Когда мы говорим об англиканах, то нужно понимать, что их богословское и каноническое (правовое) осмысление своей веры во Христа в свое время пошло другим путем, нежели у католиков и православных. Насколько я понимаю, у них нет столь сакрального, как у православных и католиков, понимания епископского служения. В нарушении древней традиции мужского священства они не увидели для себя никакой опасности прерывания связи с верой и жизнью былых поколений. Для их сознания в женском священстве нет ничего плохого. Если женщина-англиканка хороший управленец, хороший наставник, то почему бы ее не избрать в священники или даже епископы?

О гомосексуалистах

Все известные мне попытки примирить какое бы то ни было христианство и каким бы то ни было гомосексуализмом представляют собой не более чем жалкие оправдания. Священное Писание и канонические правила Церкви с древнейших времен категорически настаивают на несовместимости христианства и гомосексуализма. Для христиан гомосексуализм - это грех, зло. Что бы ни было на практике, католики и православные никогда не признают гомосексуализм допустимым.

Почему в других церквях это возможно? Мне известны две причины. Во-первых, есть страны, где Церкви и общины живут во многом за государственный счет на деньги налогоплательщиков.  Как только гомосексуализм признается на государственном уровне, сразу встает вопрос о притеснении «меньшинств», которые тоже налогоплательщики. В этом случае со стороны властей часто ставится вопрос: или признайте гомосексуалистов и дальше получайте свои деньги, или нет. На практике, какие-то общины сохранили верность Христу и ушли к католикам, какие-то ради выживания признали гомосексуалистов.

Вторая причина состоит в том, что при достаточно размытом богословии и канонических предписаниях, которые мы можем наблюдать у  англикан и протестантов, существует некий предел прочности у той или иной христианской церкви. Если общественный фон поощряет гомосексуализм настолько, что у христиан появляется опасность стать изгоями в обществе, то при отсутствии внутренней опоры очень велика вероятность отступить от древней христианской традиции и узаконить «христианский» гомосексуализм. Думаю, что нечто похожее сейчас происходит в Епископальной церкви США.

Читайте также: Лесбиянку выбрали епископом

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество