Что это, дурной вкус наших детей или их родителей, безразличие властей или политика «канцелярского» бизнеса? Ответы на эти вопросы искали журналисты «АиФ» и наши эксперты.
Недавно после детского спектакля про Айболита я наблюдала такую сцену. Мальчишка лет семи гневно наступал на мать с криком: «Ты же обещала, что тут будет Человек-паук! Где он?» Парень обиженно натянул кепку с черепашками-ниндзя, швырнул на пол рюкзачок с Микки-Маусом и успокоился, только когда проштрафившаяся мама подсунула ему чупа-чупсину с Бэтменом на фантике.
Никто не спорит с тем, что патриотизм нужно воспитывать с детства. Вот только как? Выпустить памперсы с российским флагом, который, будучи описанным, превращается в американский? Или камуфлировать отечественные коляски под танки Т-34? Или цеплять на музыкальные карусельки, висящие над колыбельками наших младенцев, 33 богатырей, причём на автомобилях «Лада-Калина»? Это шутки, а вот ситуация с воспитанием патриотизма у наших с вами детей складывается несмешная. Можно рассказывать о любви к родине хоть на каждом школьном уроке, но… Будет ли ребёнок восхищаться Ильёй Муромцем или Александром Матросовым, если на всех его школьных принадлежностях — пеналах, ручках, тетрадках, дневниках — совсем другие герои? Гоблины, гарфилды, барби и кены. Нет, я лично обожаю большинство из них, у меня есть пижама с Немо, но оглянитесь: заграничные кино- и мультзахватчики реально взяли наших детей в кольцо!
Дождавшись начала учебного года, я отправилась в крупнейший книжный магазин, чтобы в отделе канцтоваров собрать «патриотичный набор первоклассника» с отечественной символикой. Вышла оттуда с «кровавыми бэтменами в глазах»!
Царевна-лягушка — она ж прикольнее Спайдермена!
— Вить, давай Колюшке рюкзачок вот с этим мужчиной мускулистым купим, у него кожа такого приятного зеленоватого оттенка, — женщина лет 30 дёргает за рукав усталого мужчину.
— Тебе, Людмила, блин, всегда тупые, странные и перекачанные мужики нравились. Это ж Халк! Не будет мой сын с этой дрянью на спине позориться. Вот лучше с женщиной приятной ранец купить, на сестру мою похожа. И зовут, слава богу, по-русски: Анджелина! Анджелина Джоли!
Купить ранец или рюкзак без рекламы иноземного супергероя — проблема. В лучшем случае это будет нейтральная собачка, невнятные кубики или клетка, подозрительно смахивающая на шотландскую. Но ведь ваш ребёнок наверняка захочет яркую школьную сумку, а не «отстой»? Вот тут к нему и протянут свои волосато-чешуйчатые лапы спайдермены, русалочки или даже 101 далматинец, вместе взятые. Герои отечественных сказок и мультфильмов на школьных рюкзаках не фигурируют ВООБЩЕ, видимо, шкурки всех чебурашек ушли на обмундирование олимпийской сборной.
С ручками, резинками и точилками — та же проблема. Винни-Пух (жёлтый, не наш!), робот Валли, тачки с крупными бобриными зубами — представлена вся палитра самых популярных иностранных мультиков за последние 5 лет. Но нет ни одного богатыря (а ведь отличные мультики про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича недавно сняли!), ни репки какой-никакой, ни Мойдодыра, ни Царевны-лягушки. Хотя, согласитесь, говорящая жаба, умеющая с лёту ловить стрелы зубами, — это не менее прикольно, чем человек-мышь, просто первой раскрутки не хватает! Точилки и ножницы — тоже в виде экзотов: жирафов, зебр, крокодилов, скунсов. А где зайцы? Где хомяки? Бурундуки — полосатый символ Сибири?
Три богатыря — три самурая
В отделе тетрадей мой отчаявшийся патриотизм расправил скукоженные крылья.
Находка 1: красная тетрадь с героями «Комеди Клаб» на обложке, сёстрами Зайцевыми: кто не знает — это два радостных толстомордых парня! Страшно одно: как бы где-нибудь в конце вместо таблицы умножения список их наиболее популярных матерных шуток не напечатали!
Находка 2: серия тетрадей с героями поп- и рок-мира. Насторожил выбор: из более-менее актуальных для молодёжи певцов детям предлагался рэппер Серёга. Остальные вряд ли привлекут продвинутого школьника: группа «Гости из будущего» (скорее, из прошлого!), Азиза (!), только Надежды Бабкиной в кокошнике и на роликах не хватает.
Находка 3: тетрадь с гордой надписью «Я РОДИЛСЯ В СССР!». Выпущено это «актуальное» изделие в украинском городе Днепропетровске! Не иначе — диверсия, чтобы сбить с толку и так запутавшихся российских детей. Кстати, я нашла ещё одну явно провокационную тетрадь. На обложке польской тетрадки в клетку красовались тыква, помидоры и кабачки с надписью на английском «ФРУКТЫ»! Как такое можно продавать российским школьникам? Специально, чтобы они потом за границей позорились?
Дальше — хуже. Изобретательная серия обложек тетрадей и альбомов «Русские манга», где герои популярных отечественных картин изображены в стилистике японского аниме: Алёнушка с глазами в пол-лица (спасибо, хоть одетая!), три богатыря — они же три самурая и пр. Можно было бы похвалить оригиналов-полиграфистов и посмеяться над забавной идеей, но дети — они ж доверчивые. Так и запомнят на всю жизнь русско-японские лица, а в Третьяковской галерее будут ругаться, почему такие непохожие копии картин висят. Все остальные канцпринадлежности — или тусклые, или снова — в мелких или крупных человеках-пауках, по вкусу.
Спрашиваю у продавца-консультанта: нет ли чего-нибудь яркого, но нашего? Говорит: а как же, позавчера ещё были рюкзаки и обложки для учебников со смешариками. Я обожаю Нюшу и Лосяша, но они скорее для малышей, а в школе дети хотят казаться взрослее и героичнее. Как Бэтмен.
И всё-таки я нашла его — изделие, наглядно воспитывающее патриотизм в маленьких россиянах! Вернее, её! Уже на самом выходе из оккупированного шрэками и касперами магазина, в отделе игрушек. Плюшевая черепашка при нажатии на скрытую клавишу внезапно и громко запела: «В гости вас я приглашаю в Краснодарский край! Море, солнце, фрукты летом — настоящий рай! Тот, кто был у нас однажды, не забудет никогда! Шум прибоя, цвет заката! Приезжайте к нам всегда!» Один нюанс — черепашка выкрикивает всё это чудовищным визгливым голосом, так что хочется поехать в Краснодарский край с единственной целью — утопить её в ласковых волнах Чёрного моря.
Откуда они берутся
Герои на обложку — из «Дома-2». По статистике, в год в России печатают около 1 млрд штук школьных тетрадей (до 24 стр.) и порядка 100-200 млн штук общих тетрадей (более 24 стр.). Государство никоим образом не принимает участия в производстве тетрадок, дневников и тому подобных письменных принадлежностей. Все фирмы в этой области — частные. Пяти крупнейшим компаниям (Хатбер, АСТ, Альт, ПЗБФ и BG) принадлежит порядка 60% рынка.
В одной из компаний на условиях анонимности с «АиФ» поделились производственными секретами: «Мы не проводим каких-то социологических исследований, а ориентируемся на собственное чутьё и профессионализм дизайнеров. В прошлом году мы ставили на обложку тетрадок Анастасию Заворотнюк, Ксению Собчак, Тину Канделаки, Ольгу Бузову из «Дома-2». Это не говорит о личных симпатиях, просто данные персонажи стали брендами. Мы не ошиблись, они хорошо пошли. В этом году хиты продаж «Счастливы вместе», «Губка Боб...», сборная России по футболу и отдельные её игроки. Также отлично продаются персонажи западных боевиков, комиксов и мультфильмов, например «Особо опасен», «Мумия», «Спайдермен», «Айронмен» или «Братц». Активно используем мультяшных героев советских времён — «Простоквашино...», Винни-Пуха, «Пластилиновую ворону», Крокодила Гену и Чебурашку. Естественно, платим за это деньги.
Мы изобретаем собственные дизайны и покупаем чужие. Иногда действительно проще купить права на уже раскрученный образ. А наши идеи: дневник школьника с гимном, памятными датами истории. На него теперь приходится 10% продаж дневников. Правда, недавно из Челябинска продукция вернулась, потому что местный мэр издал дневник со своим портретом.
Наш бизнес ориентирован на масскультуру, каких-то особых рамок закон не предусматривает. Единственное — нельзя призывать к экстремизму и ещё нельзя помещать рекламу в школьных тетрадках. Всё остальное — дело фантазии и желания увеличить объёмы продаж.
Мнение
Сергей Иванов, директор школы № 47, г. Самара:
— На обложках тетрадок и дневников печатают всё, что вздумается, вплоть до сюжетов с лёгким эротическим содержанием. Если у ученика старших классов на уроке перед глазами подобная картина, вряд ли он сосредоточится на предмете.
Но мы нашли для себя решение. Объявили конкурс на обложку дневника для нашей школы. Обложка должна отражать традиции нашего заведения, которое носит имя Героя Советского Союза Ивана Ваничкина. Он получил это звание за форсирование Днепра в 1943 году. Иван Дмитриевич жив, недавно школьники поздравляли его с 96-летием. Он частый гость в школе.
После того как подведут результаты конкурса по дневнику, мы намерены объявить такой же конкурс на обложки для тетрадей для разного школьного возраста. Потом закажем фирменные дневники и тетрадки в типографии. По деньгам это даже может выйти дешевле, чем покупать в магазине. И если попечительский совет школы и совет старшеклассников примут решение, что эти дневники и тетрадки обязательны для использования, вся школа перейдёт только на них.
Евгений Бунимович, председатель Комитета Мосгордумы по науке и образованию:
— Каких-то нормативов по обложкам школьных тетрадок и дневников не существует. Они нигде не проходят экспертизу, и, честно говоря, я слабо представляю, как её можно проводить. И вообще это вопрос не столько власти, а общества и традиций в семье. Да, если кто-то приходит на математику с розовой тетрадкой в перьях и блёстках — это пошло, но пошлость нельзя отменить законодательно. Значит, надо воспитывать своих детей так, чтобы они покупали обыкновенную тетрадку, на которой просто написано «Математика» или «Биология». Я видел, такие тетрадки есть. Понимаю, что их мало, а тетрадок с пресловутой Ксюшей и героями «Дома-2» гораздо больше. Но ведь это взрослые создают таких героев для детей. Школьники «не делают» телевидение, газеты и радио.
И это задача взрослых — искать реальных кумиров молодёжи. Почему бы, например, не поместить на обложку российского победителя Международной олимпиады по математике среди школьников? Или наших школьников, которые постоянно побеждают на международных конкурсах по компьютерным технологиям? Это умные ребята, которые составляют гордость страны, но о них почему-то не рассказывают СМИ. Вкусы нынешних школьников, полностью отражают состояние общества.
Иван Мельников, член Комитета Госдумы по образованию:
— Следует усилить контроль государства за тем, чтобы обложки тетрадок не навязывали нашему молодому поколению ценности других государств. Думаю, нужно создать общественный совет, который будет давать свою оценку продукции частных издательств. Ребёнку надо прививать патриотизм с детства. Детей нужно воспитывать, а не отдавать их на откуп торговцам, для которых важна лишь прибыль.
Самые кассовые анимационные фильмы производства США |
Самые кассовые отечественные анимационные фильмы |
||||
Фильм |
Млн долл. |
Фильм |
Млн долл. |
||
|
«Шрэк-3» |
25,3 |
|
«Илья |
9,7 |
|
«Кунг- |
20,9 |
|
«Князь |
5,3 |
|
«Ледниковый |
19,2 |
|
«Добрыня |
3,4 |
|
«Рататуй» |
11,3 |
|
«Алёша |
1,79 |
|
«ВАЛЛ’И» |
11,3 |
|
«Щелкунчик» |
0,69 |