С момента зарождения авиация пользовалась в России большой популярностью. Первая авиационная выставка в нашей стране состоялась более века назад – в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга.
В советский период развитие авиации было признано одной из важнейших государственных задач, а традиционные авиационные парады, демонстрирующие силу и могущество страны, проводились регулярно в присутствии высших руководителей СССР, в том числе Иосифа Сталина.
В эпоху зарождающихся рыночных отношений первая попытка провести отечественный авиасалон была предпринята в подмосковном Жуковском в 1990 году, однако высокого статуса это мероприятие не получило.
Уровни пилотажа и основные фигуры. Инфографика >>
Шоу начинается!
Непосредственной предтечей «МАКСа» стала Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92», проведенная в середине августа 1992 года на базе Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. Выставка, которую открыл тогдашний вице-президент России Александр Руцкой (в прошлом военный летчик), собрала более 300 тысяч зрителей. В ее программу вошли деловые встречи и переговоры, выставка образцов авиационной техники, а также показательные полеты различных пилотажных групп.
Опыт «МосАэроШоу-92» был признан успешным, после чего президент России Борис Ельцин утвердил решение о проведении в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ имени Громова Межународного авиакосмического салона «МАКС». Первый авиасалон должен был состояться в августе 1993, после чего салоны должны были проводиться с периодичностью один раз в два года.
Время «Черной акулы»
Первый авиасалон «МАКС-93» прошел с 31 августа по 5 сентября 1993 года - с большим размахом, сразу на трех площадках, помимо Жуковского, были задействованы выставочный комплекс на Красной Пресне и аэродром на Ходынском поле в столице.
Главной отличительной чертой первых «МАКСов» было то, что в качестве продавцов техники, а также участников демонстрационных полетов были представлены только россияне и гости из ближнего зарубежья. Иностранцы предпочитали выступать в качестве наблюдателей и покупателей.
Впрочем, зрителям первого «МАКСа» было на что посмотреть - новинкой салона стал многоцелевой истребитель Су-35. Кроме того, посетители могли своими глазами увидеть новейший российский боевой вертолет Ка-50 «Черная акула». Всего «МАКС-93» посетили около 400 тысяч зрителей.
Салон открывает президент
Состоявшийся 19-24 августа 1997 года третий по счету «МАКС-97» стал первым из авиасалонов, открывал который глава государства – президент Борис Ельцин.
Интерес публики к авиасалону рос – в 1997 году его посетили около полумиллиона человек, однако привлекала их в основном летная программа. Среди демонстрировавшихся моделей техники на тот момент новинок практически не было.
«Беркут» в центре внимания
Главной достопримечательностью «МАКСа-99» стал экспериментальный палубный истребитель с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут». Необычные крылья машины привлекли к ней живой интерес публики. Эта новинка разрабатывалась еще с советских времен, однако затем армии стало не до новейших разработок, и проект продолжался исключительно за счет средств ОКБ «Сухого».
Спустя два года, на салоне «МАКС-2001», «Беркут» вновь стал «гвоздем программы», сменив название с С-37 на Су-47. Посетителям экспозиции предлагалась различная сувенирная атрибутика с изображением «Беркута», который был представлен как будущее российской авиации. Через двенадцать лет можно сказать – будущее еще не наступило: на сегодняшний день Су-47 остается экспериментальной моделью, на которой отрабатываются различные технологии.
Все флаги в гости к нам
VI авиасалон «МАКС-2003», прошедший 19-24 августа 2003 года, можно считать «прорывным». Впервые наряду с машинами российских и украинских авиастроителей были представлены более 60 моделей самолетов и вертолетов из дальнего зарубежья. Кроме того, помимо уже привычных асов пилотажа из «Русских Витязей» и «Стрижей», в небо над Жуковским поднялись иностранные пилотажные группы - «Патруль де Франс» (Франция) и «Фречче Триколори» (Италия).
Подобное расширение программы вызвало дополнительный приток публики – «МАКС-2003» посетили свыше 650 тысяч человек.
Американские бомбардировщики – над Жуковским
В 2005 году россияне, посетившие «МАКС-2005», смогли воочию наблюдать и асов из США. Первый боевой американский самолет появился в Жуковском годом ранее, однако на сей раз ВВС США представили сразу девять своих боевых машин, включая истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В.
Среди отечественных новинок «МАКСа-2005»: гражданский ближнемагистральный самолет Ан-148, легкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ» и модель перспективного российского космического корабля «Клиппер». Многоразовый «Клиппер» более всего заинтересовал зрителей, особенно детей. К сожалению, пока этот красивый макет не стал такой же красивой реальностью.
Кризис
IX авиасалон «МАКС-2009», проходивший с 18 по 23 августа 2009 года, оказался одним из самых сложных для организаторов. Мировой финансовый кризис серьезно ударил и по этому мероприятию. От участия в наземной экспозиции отказались практически все зарубежные участники. Самолеты ВВС США были сняты с участия на «МАКСе-2009» специальным распоряжением президента Барака Обамы.
Сложные метеоусловия привели к частичному сокращению самой зрелищной части «МАКСа» - показательных полетов. Также салон был омрачен трагедией – во время подготовки к нему в результате авиакатастрофы погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Самая знаменитая отечественная пилотажная группа после трагедии в полетах на авиасалоне участия не принимала. Лишь в последний день, 23 августа, четверка «Витязей» прошла над аэродромом Жуковского, отдавая дань своему погибшему командиру и товарищу.
Миллиарды и перспективы