Примерное время чтения: 39 минут
758

Ему покорился Северный полюс. Онлайн с Дмитрием Шпаро

Фото: АиФ

В конференции участвуют: Шпаро Дмитрий Игоревич

21 мая в России отмечают день полярника. 17 мая гостем нашей студии стал известный путешественник и писатель, чья экспедиция 1979 года первой в мире достигла Северного полюса на лыжах — Дмитрий Игоревич Шпаро.

В рамках беседы мы вспомнили прошлые и поговорили о планирующихся экспедициях легендарной семейной династии путешественников. Узнали о клубе «Приключение», созданном много лет назад, о работе с молодежью и о том, как стать путешественником. 

Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:50 17/05/2013
Ведущий конференции: Друзья, здравствуйте! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. А в гостях у нас известный путешественник Дмитрий Игоревич Шпаро. Здравствуйте, Дмитрий Игоревич. Шпаро Дмитрий Игоревич: Здравствуйте. Ведущий конференции: Дмитрий Игоревич, у нас масса вопросов. Хочу начать вот с какого.
Вопрос:Александра Москва 06:37 16/05/2013
Уважаемый Дмитрий Игоревич, хотелось бы узнать о готовящихся экспедициях. Спасибо! Горжусь, что в нашей стране есть такие люди!
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:17 17/05/2013
Я немного рассказал о переходе через Гренландию. Теперь расскажу некий эксклюзив. Мы научились идти по ледниковому щиту командой, в которой есть здоровые и инвалиды. Мы пересекли Гренландию. Эта экспедиция заняла 45 дней. Они прошли сначала вверх, потом вниз. Это было трудное путешествие. Датчане нам не разрешали идти. Должно было пойти 6 человек, но в итоге пошло 3, потому что была совершенно бешенная страховка, которую мы должны были заплатить, на тот случай, если потребуются спасательные работы. Мало денег нашли, пришлось урезать команду в 2 раза. Наш следующий план такой. Уехать из России в ноябре месяце. Начать путешествие от побережья Антарктиды и дойти до Южного полюса командой, в которой будет два человека на лыжах, и ещё один человек, который тоже идёт на лыжах, но сидя в специальном снаряде, поставленном на лыжи, толкаясь лыжными палками. Это будет красивое путешествие в преддверии Сочинской Олимпиады, которая будет проходить в феврале. Мы планируем закончить путешествие в январе. Мы поднимаем флаг Сочи-2014 на Южном полюсе. Мы безумно гордимся своей победой, потому что никто никогда силой рук не мог дойти до Южного полюса, да и реально не может. Только мы можем сделать такое путешествие, потому что у нас есть соответствующий опыт. Мы понимаем, как это сделать, понимаем всю технологию. Думаю, что это будет колоссальное национальное достижение. Нам надо найти генерального спонсора, чем мы сейчас и занимаемся. Нам надо найти патрона экспедиции и, может быть, стоит начать с Владимира Владимировича Путина, потому что это экспедиция, которую ни с чем нельзя сравнить, с точки зрения моего колоссального опыта оценки разных экспедиций. Южный полюс был открыт 101 год назад великим путешественником Руалом Амундсеном, который дошёл туда на собачьей упряжке. Мы условно называем эту экспедицию «Второе открытие Южного полюса», потому что он будет открыт для большого количества людей на планете, про которых говорят, что у них ограниченные возможности.
AIF.RU Ведущий конференций 23:18 17/05/2013
Дмитрий Игоревич, я желаю Вам удачи. Думаю, что все, кто сейчас нас смотрит, и будет смотреть потом, присоединятся к моим пожеланиям. Спасибо Вам огромное, что пришли к нам в гости. Друзья, спасибо, что были с нами. Всего доброго!
Вопрос:Кира 38 06:56 16/05/2013
Здравствуйте, Дмитрий. Вам когда-нибудь предлагали вести телевизионную передачу о путешествиях? Мне кажется, у вас бы отлично получилось. Здоровья и всех благ.
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:17 17/05/2013
Я заменял Юрия Сенкевича, с которым мы дружили, три раза, когда он вёл «Клуб путешественников». Получалось нормально. В какой-то момент мне предложили вести эту передачу, но всё-таки, были те же колебания, как и с министерским портфелем. Я считаю, что если ты что-то делаешь, ты должен делать это с полной отдачей, ты должен этим заниматься, как следует. Нельзя делать что-то, когда всё в основном делают за тебя. Я пишу книги, но мне не нравится, когда книги пишет кто-нибудь, а автором становится не тот человек, который их писал. Так часто бывает. Если я пишу книгу, я хочу написать её сам. В таком плане трудно быть в том числе и ведущим. Тоже не сложилось.
Вопрос:Галина Игнатьева 07:49 16/05/2013
Будите ли вы праздновать день Полярника, если да, то как и верят ли полярники в какие-нибудь приметы, у моряков женщина на судне- это беда, а как на счет женщины в экспедиции?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:11 17/05/2013
В этом году в первый раз отмечается День полярника 21 мая. Это инициатива Путина. Он отчасти тоже стал полярником. Это, конечно, приятно. Я – «Почетный полярник», получил в своё время это звание от министра морского флота. Матвей и Никита – тоже полярники. Весь наш клуб «Приключения», не все бывали в Арктике, но весь клуб заражён полярной бациллой, поэтому можно про всех сотрудников сказать, что они – приверженцы полярников. Если наши девушки – не полярницы, то они – почитательницы полярников. Думаю, что 21-го придется устроить какой-нибудь торжественный чай по этому поводу. Хотя 21-го мне надо ехать в Санкт-Петербург, потому что там будет заседать Совет Ассоциации полярников России. У нас есть Ассоциация полярников России, которую возглавляет наш самый главный полярник – Артур Чилингаров, дважды Герой Советского Союза и России. Он отмечает этот день таким большим мероприятием. По поводу примет и суеверий. Я не верю ни в какие приметы. В отличие от моряков, я считаю, что брать девушку в поход – это хорошо. Она всегда облагораживает компанию и вообще женщины более способны к выживанию. По моим наблюдениям, у них остаются большие резервы. Когда все устали в конце длительного, тяжёлого дня, то у женщин остаётся больше сил, чем у мужчин.
AIF.RU Ведущий конференций 23:12 17/05/2013
В Ваших экспедициях были женщины?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:12 17/05/2013
В наших полярных экспедициях женщин не было. Это не подходящая среда для девушки. Я не хотел бы, чтобы в нашем путешествии к Северному полюсу была девушка. Слишком это было тяжело. А в другие места – почему нет.
Вопрос:Северяк 08:17 16/05/2013
Приветствую, мне почти 60, в наше время были кружки, которые увлекали детей путешествиями, экспедициями, походами, я сам много раз бывал в походах, сейчас всё изменилось в связи с чем у меня вопрос, когда вы проводили экспедицию с молодежью много ли было желающих узнать что такое север и настоящие приключения?
Вопрос:Алена Морозова 08:31 16/05/2013
Дмитрий Игоревич, как так получилось, что Ваш сын Матвей пошел по Вашим же стопам? Ведь Ваша профессия- не сахар.
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:05 17/05/2013
Могу сказать, что любая профессия, если к ней профессионально относиться – не сахар. Но если ты ей предан, она становится тем, без чего ты обойтись не можешь, твоей самой главной сладостью. Очень сложно говорить про профессию путешественника, потому что профессия – это то, что дает человеку средства к существованию, это его заработок. Конечно, есть известные путешественники – супербогатые, но в России людей, которые бы строили на путешествиях своё финансовое благополучие, нет. Я думаю, что Матвей заразился страстью к путешествию. Если говорить про профессию Матвея (он у нас более знаменитый, чем я, поэтому про него много вопросов), то он – директор государственного образовательного учреждения «Центр дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий». Он – профессиональный педагог дополнительного образования. Он выстраивает в Москве свою принципиальную позицию по поводу дополнительного образования. Мне кажется, что это очень хорошее поле деятельности. Оно связано с путешествиями. Мы решили, что на сегодняшнем уровне нашей жизни очень востребовано как раз воспитание и развитие детей методом спортивного туризма. Фактически туризм сейчас из жизни ушёл, в Советском Союзе он был поставлен очень хорошо. Я не ратую за то, чтобы хорошие или плохие вещи возвращались из времен Советского Союза, но тем не менее, системы детского туризма, и вообще активного туризма, не может не быть в нашей стране, потому что страна у нас очень большая, и чтобы эти огромные пространства укладывались в голове ребёнка, он обязательно вместе с мамой и папой, вместе с книжками, вместе с педагогами должен путешествовать. А самое дешёвое, прогрессивное, дающее самый большой эффект путешествие – это хорошо поставленное, с необходимыми мерами безопасности туристское путешествие, когда ребёнок всё делает сам. Есть много мам, которые воспитывают своих детей в одиночку. Когда ребёнок маленький, у неё в основном проблемы бытовые: как успеть, как справиться, где найти деньги. Но он подрастает, становится подростком и вопросы становятся совершенно другими, потому что у подростка появляются интересы, с которыми мама не знает, как бороться. А если бы были клубы туристов, туристические секции, если бы были педагоги, которые могли бы заниматься с детьми активным туризмом, то этой маме было бы легче.
AIF.RU Ведущий конференций 23:06 17/05/2013
То есть всю энергию, которая есть в детях, Вы предлагаете направить в путешествия?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:06 17/05/2013
Нет, конечно. Это просто одно из мощных направлений, очень естественное и важное для нашей страны, потому что связано с такими понятиями, о которых мы сейчас много говорим, например, патриотизм. Как можно быть патриотом, если ты о своей стране не имеешь ни малейшего представления? Как можно быть толерантным, если ты не понимаешь, что в твоей стране живут и другие люди, с другой религией, другими традициями, культурой, понятиями? Но просто взять человека, посадить его в поезд, привезти, скажем, на Кавказ и познакомить со сверстниками, - это хорошо, но гораздо лучше сделать какое-то совместное путешествие. В «Большом приключении» мы проводили одну смену, когда приглашали ребят из детских домов стран СНГ. К нам приехали дети из Белоруссии, Украины, Таджикистана. Это было чудесно.
AIF.RU Ведущий конференций 23:06 17/05/2013
А с какого возраста Вы брали своих сыновей в походы?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:06 17/05/2013
Мы проводили тренировки, ходили с рюкзаками, и они вместе с кирпичами лежали в рюкзаках. Лежали, сидели, стояли, в саночках ехали. Они были соучастниками наших тренировок. Им это всё нравилось. Образ жизни родителей сильно действует на ребёнка, опять-таки, либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Если говорить про семейную педагогику, очень часто плохой пример родителей ребёнок оценивает негативно и хочет быть не таким. Так часто бывает, и надо приветствовать позитивную самостоятельность ребёнка, который учится не курить, видя, что папа курит. А бывает, что ребёнок заражается тем, что папа каждое утро делает зарядку и тоже начинает её делать.
AIF.RU Ведущий конференций 23:06 17/05/2013
В Вашей семье любовь к путешествиям, походам передалась уже внукам? Дети Ваших сыновей смотрят на пап и, наверное, тоже заражаются этим?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:06 17/05/2013
Две дочери Матвея, десяти и четырнадцати лет, уже настоящие путешественницы.
Вопрос:Уважаю 10:27 16/05/2013
Вы видели белого медведя?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:10 17/05/2013
Белых медведей видел, даже ближе, чем мы сейчас с Вами находимся. Говорят, что у страха глаза велики, но когда мы шли через Берингов пролив с Матвеем, к нам ночью в палатку пришёл белый медведь. В прямом смысле – разорвал палатку и почти вошёл. Матвей сидел, в руках у него было ружьё, он уже готов был стрелять. Но непонятно было, куда стрелять, потому что медведь был в предбаннике, и между нами была ещё одна стенка, застёгнутая на молнию. Чтобы увидеть медведя, надо было открыть молнию. Мне ничего не оставалось делать, я подполз и расстегнул молнию. Матвей потом описывал морду медведя так. По форме она была похожа на морду колли, сильно вытянутая, а чёрный нос был размером с ведро. Матвей выстрелил в медведя. Я думал, что он будет стрелять в лоб, но потом выяснилось, что ему стало жалко медведя, и он стрелял по ушам. Медведь, услышав первый выстрел, сделал сальто назад и убежал. Не убили его. Это ощущение жалости, которое было у Матвея, я оценил только потом, но мне было приятно, что он так сделал. Он мне сказал: «Представь, мы бы утром вышли, а он здесь лежит. Как было бы тоскливо». Действительно, было бы тоскливо. Мы даже не могли бы себе пожарить котлету из этого медведя, у нас для этого не было никаких приспособлений. Дело, конечно, не в котлете. Арктических животных мало, они настолько гармонично включены в эту природную среду, что охотиться на них в Арктике более печально, более трагично, чем на животных в саваннах. А может быть, и нет. Этот медведь больше не возвращался, но все последующие ночи мы спали плохо. Он нас сильно напугал.
Вопрос:Максим Ф 10:51 16/05/2013
Дмитрий, добрый день случались ли у вас экстремальные ситуации и что вы думаете о экспедиции Дятлова, почему ее сейчас активно обсуждают в прессе?
Вопрос:ням ням 12:04 16/05/2013
находясь в затяжной экспедиции по какому продукту вы больше всего скучаете:)))))))))))))
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:09 17/05/2013
Хороший вопрос (смеётся). Когда мы шли к Северному полюсу в 1979 году, мы шли две недели, потом прилетал самолёт и сбрасывал нам питание и бензин на парашюте. Два дня мы стояли, и таким образом могли получить некую порцию продуктов, которых нам хотелось. Ящик сбросили. Самолёт улетел. Мы в палатке открываем ящик, стоит банка кофе. В советское время банка растворимого кофе – это большой шик. Написано: «Подарок от секретаря Обкома комсомола Якутии». Мы довольные, кофе очень хотелось. Открываем, а там - чёрная икра. Все разочарованы, никто не хочет икры. Её, конечно, съели, но хотелось печенья, сгущенки. Хотелось тех продуктов, которые мы ели каждый день, только в гораздо большем размере.
AIF.RU Ведущий конференций 23:09 17/05/2013
Не всегда же вовремя приходили эти посылки? Читала, что приходилось иногда и поголодать.
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:09 17/05/2013
В Северном Ледовитом океане льды перемежаются водой. Льды дрейфующие, где-то его много, а где-то вода или тонкий лёд. Однажды груз с парашютом попал как раз на тонкий лёд и пробил его. Торт, который прислали на день рождения, плавает, а вокруг него радужные разводья, потому что рядом разбилась банка с керосином. Всё пропало. Продуктов нет. Самолёт сегодня уже не прилетит. Был эпизод, когда мы, страшно разочарованные, не получив бензина, готовили на импровизированном костре. Из чего мы его сделали, я даже не помню. Помню только, что этот костер очень сильно коптил. Мы решили на костре сварить манную кашу и положить туда чернослив. Эта манная каша (смеётся) так закоптилась, что чернослив там нельзя было найти. Но все были настолько голодными, что всё съели.
Вопрос: 14:10 16/05/2013
Как стать профессиональным путешественником? Какое образование необходимо получить и какие шаги предпринять потом?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:59 17/05/2013
Я сам – математик (Смеётся.) Думаю, не стоит заканчивать вуз, связанный с туризмом. У нас в стране существует 191 высшее учебное заведение, которое выпускает специалистов в сфере туризма. Можно быть кем угодно, это никак не связано с образованием. Нужно начать путешествовать. Чем раньше, тем лучше. И почувствовать вкус путешествия. А это очень сложно, зависит, скорее, от характера. Но если тебе очень понравилось - путешествия, преодоление трудностей, причём своих собственных, потому что это на самом деле гвоздь программы, если тебе нравится отсутствие комфорта, тогда тебе хочется в следующее путешествие. Если ты получаешь удовольствие от этого преодоления, тогда это нормально. В нашем «Клубе приключений», который существует уже почти 25 лет, была детская географическая школа. Мы в сентябре набирали туда детей. Они слушали лекции по географии: истории открытия земли, история открытия самого себя во время путешествий. Кроме того, обязательно путешествовали, в сентябре просто с субботы на воскресенье. Осень, погода становилась всё хуже и хуже. В ноябре были каникулы, когда можно было уже идти в многодневное путешествие. Те ребята, которые не отсеивались к этому времени, уже были маленькими настоящими путешественниками. Сейчас у нас есть очень сильный лагерь «Большое приключение в Карелии» - детский, молодёжный экологический лагерь. Там у нас существует очень сложная система. Довольно часто дети к нам впервые приезжают в 13 лет и потом приезжают до 17. Они привязываются к лагерю, к трудным путешествиям. Потом становятся инструкторами в нашем лагере. Они всё время растут профессионально. Ведь для того, чтобы быть хорошим инструктором, мало того, что мы организуем разные школы для них, учим их, как быть качественным инструктором, они ещё отправляются в сверхсложные путешествия на Алтай, в Тянь-Шань для того, чтобы совершенствовать свое спортивное мастерство. Это люди, которые растут и становятся профессиональными путешественниками.
AIF.RU Ведущий конференций 22:59 17/05/2013
А много желающих стать путешественниками?
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:59 17/05/2013
Я думаю, что меньше, чем могло бы быть, или меньше, чем должно было бы быть. Многие дети не имеют возможности прикоснуться к этой замечательной области человеческих деяний, этой стороны познания. И очень многие родители не понимают, что эта область существует, просто потому, что сейчас жизнь устроена таким образом. Телевидение, всевозможная подача информации. Туризм, путешествия – это не модная, вроде как бесполезная вещь. А полезно что-то другое, что-то, связанное с интернетом. Если путешествие, то обязательно за границу. Мамы и папы хотят поехать с ребёнком в Египет или Турцию – это их «голубая» мечта. Мамы и папы, вы не правы! Ребёнку Египет и Турция не нужны. Что ему там делать? Ребёнок должен научиться путешествовать. Вот это полезно!
Вопрос:Тыров 15:52 16/05/2013
Уважаемый Дмитрий Игоревич, здравствуйте. Скажите, изменились ли современные путешественники по сравнению с путешественниками вашего поколения, если да, то как?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:04 17/05/2013
Размышляя над этим вопрос, я у себя спрашивал: «Если бы в этом вопросе речь шла не о путешественниках, а об учителе или враче. Изменился современный врач по сравнению с врачом эпохи застоя?». Я думаю, что человек изменился очень мало, изменились, главным образом, условия, в которых живёт человек. И они накладывают на человека отпечаток. Должны быть какие-то новые знания, разумеется. Эти знания касаются новой ступени цивилизации. А если человек - писатель, композитор, путешественник, творческий человек, то я думаю, что он каким был, таким и остался, не изменился.
Вопрос:009 16:07 16/05/2013
Очень жаль, что в онлайн-конференции не принимает участие ваш замечательный сын, вы удивительная семья, гордость нашей страны! Я хочу пожелать вам долгих лет жизни, здоровья и удачи. Вопрос у меня такой: кто придумывает маршруты, куда идти. Как подбирается команда и есть ли маршруты для туристов, желающих посмотреть на льды Арктики?
Вопрос:Евгешка 16:15 16/05/2013
Здравствуйте. Каково быть первым в мире, кто достиг СП на лыжах? Какие ощущения вас переполняли в тот момент, когда цель была достигнута? Есть ли уголки мира, где бы вы очень хотели побывать?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:52 17/05/2013
Нас было семеро. А ощущение? Большое счастье по поводу победы - до слёз, чувство любви к своим товарищам, потому что мы были очень дружны и близки. Ну, и гордость за страну, конечно, потому что все завоевания Северного полюса всегда были не только победой человека над северной природой и над собой, но и завоеваниями страны. Это такая точка, которая была интересна для разных стран, происходило соревнование между разными странами, поэтому советский флаг на Северном полюсе в результате такой замечательной экспедиции – это было очень приятно, воодушевляло.
AIF.RU Ведущий конференций 22:53 17/05/2013
Вы сказали, что чувствовали себя практически одной семьёй. А случалось так, что в каких-то экспедициях была нестыковка характеров, кто-то кого-то не понимал. Мне показалось, когда читала про вашу экспедицию с канадцами, что там было очень много таких моментов.
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:53 17/05/2013
Если говорить про экспедицию с канадцами, то это любопытно, потому что это было ровно 25 лет назад. Сегодня 17-е мая. В это время 25 лет назад нам оставалось идти до Канады километров двести, мы ещё не видели канадский берег, но на следующей неделе мы его уже увидим. Четыре человека из Канады и девять человек из Советского Союза были всё-таки людьми из разных миров, по-разному воспитанные. Но прошли нормально и продемонстрировали, что такое интернациональный экипаж, и что он может свою задачу выполнять вполне успешно.
Вопрос:АнтониО 16:22 16/05/2013
Дмитрий Игоревич, когда я думаю, что вы с сыновьями оказались на дрейфующей льдине, то понимаю, что у меня бы просто не выдержали нервы, поэтому я, наверное, и не стал путешественником. А вопрос у меня о команде с которой вы ходите в экспедицию, ведь это огромная ответственность вести за собой людей, как вы с ней справлялись? И еще хотел узнать о вашем втором сыне - Никите, чем он занимается?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:07 17/05/2013
Руководителю хорошо, потому что он может ничего не уметь. Есть профессиональный радист, есть профессиональный штурман, есть завхоз, который отвечает за то, чтобы лыжи починили, если они сломались. С одной стороны. С другой стороны, руководитель имеет возможность руководить. Если он делает это хорошо, то всё получается. Наверное, тут нужен и определенный талант. У нас в экспедициях всегда всё было хорошо. Мне кажется, что очень важно, чтобы ты как руководитель всё время показывал в чём-то пример. Руководитель не должен давать себе слабины, он должен быть всё время первым в каком-то смысле. Он должен брать на себя как можно больше нагрузок. Если речь идёт о том, кто первый встаёт, то это должен делать руководитель. Он может первым ложиться, не обязательно укладываться последним, но вставать во время путешествия руководитель должен первым. Может быть, стоит пояснить насчёт льдины, на которой мы остались с Матвеем. Это забавная история. Есть Берингов пролив между Чукоткой и Аляской. Было очень интересно перейти его на лыжах. Мы пошли в это путешествие в 1996 году с Никитой и Матвеем. Был очень сильный шторм с южным ветром, и весь лёд из Берингова пролива, как пробку из шампанского, выбросило на север, в Северный Ледовитый океан. Я – профессиональный путешественник, супернадежный, оказался с сыновьями в такой безвыходной ситуации, что вынужден был дать сигнал SOS. Ни один самолёт, ни один вертолёт с Чукотки подняться не мог из-за пурги. Тогда спасать нас полетели американцы. Они запросили разрешение наших властей пересечь границу, это было не очень просто и не сразу пришёл ответ, что можно. А без разрешения американские самолёты боялись пересекать границу. Как потом говорили, целый час самолёт барражировал вдоль границы, пока от одного генерала другому генералу пришёл факс, что лететь можно. Они прилетели и нас спасли. У нас были американские визы, потому что мы шли из России в Америку. Так что это была неудача. Но через год мы с Матвеем вдвоём Берингов пролив прошли. Американцы нас встретили очень тепло и даже узнали.
AIF.RU Ведущий конференций 23:08 17/05/2013
Вы чувствуете ответственность за жизнь и состояние участников экспедиции?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:08 17/05/2013
Конечно. На 100 процентов. Это очень большая ответственность. Остальные могут эту ответственность вообще не замечать. А начальник отвечает за всё. Успешная экспедиция - это та, которая стартовала и финишировала в одном и том же составе.
AIF.RU Ведущий конференций 23:08 17/05/2013
Я вспоминаю рассказ об экспедиции с канадцами, где один участник отморозил пальцы. Вы что почувствовали в этот момент? Что Вы недосмотрели или он сам должен был следить за этим?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:08 17/05/2013
Когда человек отморозил палец во время арктического путешествия, то это всё-таки некая безответственность. Каждый день осматривать пальцы у людей нельзя. Это не функция врача и не функция начальника. Все должны сами за собой следить. Точно также никто не должен, если мы идём по определённым правилам: полынья, тонкий лёд, белый медведь, эти правила нарушать. Это даже нельзя делать в нашем лагере «Большое приключение в Карелии». Дети подписывают правила обеспечения безопасности, которые они не должны нарушать. В полярном путешествии разных «нельзя» очень много. В этом переходе «Полярный мост: СССР – Северный полюс – Канада» Макс Бакстон, канадский врач, отморозил себе пальцы. У нас было два врача - Миша Малахов и Макс. Он отморозил пальцы и никому об этом сразу не сказал, а когда сказал, всё было довольно плохо. Боялись, что начнётся гангрена. Поскольку это была международная экспедиция, поддержанная канадским правительством и нашим Политбюро, все страшно переживали. При Минздраве существовал медицинский штаб. Нам позвонили и сказали, что прилетит вертолёт и Макса вывезут. Передо мной стояла суровая задача. Мне нужно было взвесить все за и против. Если Макса увозили, то это был безумный удар по Максу. Он был самым отличным парнем из канадцев, мы его любили больше, чем всех остальных. Но дело даже не в этом. Его в Канаде ждала невеста. Представляете, как плохо было ей? Критерий успешности экспедиции, о котором я выше говорил, это всё-таки хороший критерий, с ним не поспоришь. А тут мне предлагают Макса вывезти по причинам, которые мне не очень ясны. У нас есть врач, Миша Малахов, кандидат медицинских наук, и сам Бакстон – врач. Собрал всех, поговорил, выяснил, что лечить можно, у нас все необходимые лекарства с собой были. Я пишу руководству письмо, что «я отвечаю за ситуацию, беру ответственность на себя». Макса не стали забирать. Всё было взвешено, угрозы для жизни не было.
Вопрос:Инна Кудрявцева 16:45 16/05/2013
Я много читала о ваших экспедициях, еще в юности, тогда фамилию Шпаро можно было услышать, как говорят- "из каждого утюга". Помню еще тогда думала, что за женщина должна быть с вами, чтобы терпеть такую безграничную любовь своего супруга к путешествиям. Не скрою этот вопрос волнует меня и сейчас. Расскажите, пожалуйста, о своей супруге. Заранее благодарю за ответ.
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:15 17/05/2013
Я женат второй раз. Мою жену зовут Валентина, она очень хорошая, я её очень люблю. Она – выдающийся педагог, хороший специалист в области русского языка. У нас много общих интересов, которые соединяют нас. У нас хорошее взаимопонимание, большое взаимное уважение. Если говорить о том, как я сейчас работаю, сколько времени мне приходится тратить на свою работу, и как обидно для моей половины, что так мало меня остаётся для неё, то она с этим мирится. И я думаю, что это очень хорошо.
AIF.RU Ведущий конференций 23:15 17/05/2013
А когда Вы с ней познакомились, Вы ещё ходили в экспедиции?
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:15 17/05/2013
Познакомились мы очень давно, так что она почувствовала всю прелесть моего долгого отсутствия в полной мере.
Вопрос:Александр Казань 17:10 16/05/2013
Где и как можно узнать об экспедициях людей с ограниченными возможностями? Я живу в Казани и хотел бы принять участие в подобном проекте. Спасибо. Александр, 17 лет, Казань.
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:16 17/05/2013
Мы сделали две замечательные книжки. Одна называется «Вызов Гренландии». В ней описывается, как команда из трёх человек пересекала Гренландию. Один человек из команды был прикован к инвалидному креслу. Оно было поставлено на лыжи. Этот парень, Игорь Ушаков с Алтая, шёл, толкаясь лыжными палками. Они прошли 640 км. Очень хорошая книга. Вторая книга о подъеме интегральной команды, здоровых и инвалидов, на гору Мак-Кинли на Аляске. Впервые в истории поднялась команда, в которой были два парня в инвалидных креслах. Там технология была другая, но силой своих рук два инвалида поднялись на высоту более 6 км. Весь мир был в восторге, потому что это было колоссальное достижение не только России, Америки, но всего человечества. Любое сильное завоевание инвалидов становится достоянием человечества, потому что сейчас речь идёт о том, чтобы инвалиды в масштабах планеты уравняли свои права со здоровыми людьми. Часть процесса уравнивания прав – это определенный героизм, который демонстрируют инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Когда все остальные смотрят на них и понимают, что они это сделали, то разница между здоровым и инвалидом с точки зрения обывателя нивелируется. Он думает: «Как они смогли это сделать?!». Он забывает, что это сделал инвалид. Также важны Паралимпийские игры, на которых наши спортсмены одерживают большие победы. Хочу порекомендовать Александру эти книги. Александр, напишите нам на электронную почту, мы с удовольствием ответим. У нас есть инвалидные программы в перспективе, поэтому, есть о чём говорить в плане будущего.
Вопрос:Карлик нос 17:15 16/05/2013
Помнится в свое время Вы отказались от портфеля министра соцразвития, я понимаю, что такого Человека (сознательно пишу это слово с большой буквы), как Вы политикой, вряд ли, прельстишь и все же, Вы бы могли сделать на этом посту очень много, я в это искренне верю, почему же Вы даже не попытались изменить нашу страну? Хотя, безусловно, своими достижениями Вы уже нас изменили в лучшую сторону! Спасибо вам за это огромное!
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:12 17/05/2013
Когда я вернулся из экспедиции к Северному полюсу и получил Орден Ленина, действительно, всё время шли разговоры о том, чтобы занять какой-нибудь пост в каком-нибудь министерстве: «А не хочешь ли ты, Дмитрий?» Я всегда не хотел. Я был математиком, работал доцентом в институте стали и сплавов, любил свою профессию. Я был членом парткома института и благодаря этому сумел сделать много всяких полезных вещей. Всегда был абсолютно независимым. Видимо, из-за моего высокого статуса покорителя Северного полюса мне эта независимость прощалась. Наверное, позитива было больше, чем чего-то другого. Что касается дальнейших жизненных перекрёстков, то очень хорошо помню один забавный разговор. В 1991 году мы летели из Германии в Россию с одним выдающимся человеком. Он мне говорит: «Надо было нам стать депутатами первой сессии. Как это здорово. Они получают столько-то денег, у них есть помощники, у них такой-то офис». Мне всё это казалось немного диковатым. Я остался доволен собой, что не прельстился на такие большие посулы. Смог бы я сделать что-то большее на посту какого-то правительственного чиновника или в законодательной области? Думаю, что нет, потому что этим должны заниматься профессионалы, которые к этому готовы. Должно быть соответствующее образование. Нельзя стать хорошим депутатом, будучи случайным человеком. Думаю, то, что я не изменил самому себе, это правильно.
AIF.RU Ведущий конференций 23:13 17/05/2013
Сейчас, мне кажется, у большинства другое мнение. В Госдуму пытаются попасть и певцы, и спортивные деятели.
Шпаро Дмитрий Игоревич 23:13 17/05/2013
Я об этом рассказываю только потому, что испытываю глубочайшее презрение ко многим процессам, которые сейчас все наблюдают, связанные, в частности, с нашей Государственной Думой.
Вопрос:Мария Спб 17:25 16/05/2013
Вы уже не ходите в экспедиции, куда же вы направляете свою безудержную энергию? Скучаете ли вы по тем временам, когда жизнь была полна экстрима?
Вопрос:Екатерина Поддубай 17:31 16/05/2013
Здравствуйте, вот уже много лет говорят о глобальном потеплении, чувствуется ли это, когда вы были в экспедициях и что думает по этому поводу Матвей, может быть он делился своими впечатлениями с вами? С уважением, Екатерина.
Вопрос:Иван Иваныч 17:42 16/05/2013
Добрый день, Дмитрий Игоревич, честно признаюсь, я восхищаюсь тем, что вы делаете. Про Север есть много стихов, много чего сказано о его красоте и о любви, которая неизбежно просыпается в тех, кто там побывал, однако я хотел спросить именно у вас, что для вас лично значит это магическое слово - Север?
Вопрос:Раиса Москва 09:18 17/05/2013
Дмитрий Игоревич, простите за дилетантский вопрос, но для чего все эти экспедиции, что они дают полезного миру, ради чего вы рискуете жизнью?
Ответы:
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:57 17/05/2013
Я же на самом деле уже ответил. Есть какая-то значимая точка – Северный полюс, или Эверест, или была не так давно экспедиция, когда люди в первый раз опустились на дно Северного Ледовитого океана в точке, совпадающей с Северным полюсом. Достичь эту точку мечтает человечество, мечтает веками. О покорении Северного полюса люди думали на протяжении четырёх веков, и в конце концов американцы на собачьих упряжках пришли на Северный полюс. Понятно, что американцы считали, что они – молодцы, что им достался приз, о котором мечтало человечество. Это также, как мы все гордимся нашим Гагариным, который первым полетел в космос. Осуществляется вековая мечта человека. Если она осуществляется, то это – национальная победа. Победа страны в полном смысле слова. Я безумно горжусь папанинцами, которые первые стали жить на Северном полюсе. Или челюскинцами, которых спасали наши полярные летчики, когда авиация была ещё в зародыше. Надо было спасать около 100 человек с потерпевшего крушение «Челюскина», которые оказались на льдине. И наши лётчики сделали это. Этим гордится вся страна. Неужели Сталин был не прав, когда потратил баснословные деньги, чтобы организовать это спасение? Во-первых, он спасал людей, а во-вторых, поднимал престиж своей страны на необыкновенную высоту. Так вот, если путешествие настоящее, будь то восхождение альпинистов ночью на Эверест, или кругосветное плавание в одиночку по мировому океану, если это не суррогат, если это укладывается в мировые стандарты путешествий и ты одерживаешь победу, это значит, что победу одерживает твоя страна. Это очень здорово.
AIF.RU Ведущий конференций 22:58 17/05/2013
И это ощущение намного сильнее, чем собственная безопасность, так получается?
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:58 17/05/2013
Любой путешественник, когда отправляется в свою экспедицию, должен максимально обеспечить свою безопасность. Никакого безрассудства или авантюризма не должно быть. Это укладывается в систему компетентности человека, который это всё делает. Нельзя приветствовать путешествия, которые недостаточно подготовлены с точки зрения безопасности, потому что как раз это и является провалом твоего собственного престижа и престижа страны. Как можно поставить страну в неудобное положение, если ей придется тебя спасать, да ещё вдруг спасти не удастся? Человек погиб. Каково всем? Поэтому это сложный вопрос. Я за то, чтобы безопасность была обеспечена на высоком уровне. Матвей, мой младший сын, и Борис Смолин шли полярной ночью от земли до Северного полюса. Это путешествие было красиво названо «Тысяча километров до рассвета», потому что они шли тысячу километров до Северного полюса полярной ночью и действительно встретили рассвет уже на Северном полюсе. С точки зрения безопасности это было просто безумное путешествие, но мы рискнули, потому что были такие же, согласные рисковать, профессиональные компетентные люди, которые сказали, что даже полярной ночью на дрейфующих льдах между землей и Северным полюсом они обеспечат безопасность. Это были полярные лётчики из Управления авиации ФСБ. Хорошо, что ничего не пришлось делать, но они были к этому готовы.
AIF.RU Ведущий конференций 22:58 17/05/2013
Я даже как-то читала в одном из ваших интервью, что Вы в хорошем смысле завидуете своему сыну, потому что он смог это пройти, и в то же время гордитесь им.
Шпаро Дмитрий Игоревич 22:58 17/05/2013
Конечно, завидую. Это нормально. Зависть – это хорошее качество, если только это не злобная зависть.
Вопрос:Альберт Г 09:20 17/05/2013
Доброй ночи. Как вы относитесь к смерти, ведь она не раз подкрадывалась к вам вплотную?
Вопрос:VLADLEN 09:22 17/05/2013
А внуки легендарного Шпаро тоже уже путешествуют?
Вопрос:Мартынов 09:27 17/05/2013
Добрый день, у меня несколько вопросов: 1) Говорят, что вы очень неприхотливы в вопросах материальных вещей, так ли это? 2) Как вам удалось вырастить из своих сыновей настоящих людей? 3) С какими чувством вы вспоминаете свою преподавательскую деятельность?
Вопрос:Сигизмунд 10:02 17/05/2013
Уважаемый Дмитрий Игоревич, я много слышал детском лагере, где вы готовите юных полярников. Может ли в этот лагерь попасть ребенок из простой семью, который не очень хорошо ходит на лыжах? Где находится этот лагерь работали он летом? Спасибо!
Вопрос:Маша Моква 10:22 17/05/2013
Добрый день Дмитрий Игоревич. Я недавно закончила университет и хотела бы летом поработать вожатой. Много слышаша о Вашем детском лагере в Карелии. Возьмите меня на работу.
Вопрос:Наталья Ив 10:54 17/05/2013
Здравствуйте! Я слышала, что у вас есть детский лагерь, подскажите пожалуйста как можно отправить к вам ребенка, и где можно поподробнее о нем узнать?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах