А в феврале на заседании коллегии Минобороны президент В. Путин заявил: «Существует опасность милитаризации Арктики… Динамика геополитической обстановки требует от нас выверенных и быстрых действий, откладывать их мы не имеем права». К каким именно действиям призывал президент? От кого нам надо защищать свои ледяные границы? На эти вопросы «АиФ» ответил Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности России.
Спешить надо
Н.П.: - Опасность милитаризации Арктики связана с возможностью обострения международных отношений вокруг запасов энергоносителей, биоресурсов, пресной воды, а также транспортных судоходных и воздушных путей.
«АиФ»: - Это произойдёт в перспективе или уже сегодня России нужно обратить внимание на конкретные действия наших арктических соседей?
- Вот только факты. Ежегодно в Арктику выполняется 3-4 похода многоцелевых подводных лодок ВМС США и ВМС Великобритании, в том числе 1-2 - в район полюса. Еженедельно совершается не менее 3 вылетов самолётов базовой патрульной авиации. Ежегодно по планам НАТО и по национальным планам проводится около 10 крупных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Наиболее значимые из них - военные учения «Северный край», «Рэд флэг-Аляска», «Айсэкс» (США), «Джоинт винтер», «Нозерн викинг», «Колд респонс», «Колд челендж», «Арктик тайгер», «Арматура бореалис» (НАТО).
США создают объединённую базу вооружённых сил на Аляске. Модернизируются авиабазы Элмендорф, Айельсон, аэродромы Барроу и Ном. Разворачиваются система слежения за надводной и подводной обстановкой в Арктических морях и новый пункт базирования береговой охраны в п. Барроу. Канада строит порт в Нунисивике, создаёт тренировочную базу вооружённых сил в Резольюте. Дания создала объединённое арктическое командование вооружённых сил.
Как вы понимаете, Россия не может безучастно наблюдать за военными приготовлениями иностранных государств вблизи своих границ. Об этом и говорил президент В. Путин.
«АиФ»: - Чем ответит Россия?
Н.П.:- Возможности наших Вооружённых сил по защите национальных интересов в Арктике пока недостаточны. Требуется наращивание возможностей по разведке воздушного пространства на Северном воздушно-космическом направлении, чтобы создать сплошное радиолокационное поле. Необходим достаточный контроль подводной обстановки. Чтобы осуществить маневр и рассредоточение авиации Военно-воздушных сил, нужна модернизация гражданских аэродромов. Для обеспечения базирования кораблей и судов Военно-морского флота необходимы реконструкция имеющихся морских портов, создание оперативных пунктов базирования флота на трассе Северного морского пути.
«АиФ»: - Будет ли в Арктике особая группировка войск? Если да, какая именно, в чём её особенности?
Н.П.: - Для усиления группировки войск предусматривается дополнительное формирование общевойскового соединения Сухопутных войск, способного по своим возможностям выполнять задачи в Арктике и Заполярье. Запланированы также мероприятия по наращиванию потенциала сил Северного и Тихоокеанского флотов, всестороннему обеспечению их боевой и мобилизационной готовности.
Основная цель проводимых мероприятий - недопущение силового давления и агрессии против России, обеспечение её суверенных прав в Арктике.
Всё это отражено в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.
По Северному пути - за нефтью
«АиФ»: - Кто ещё претендует на Арктику кроме России, США, Канады, Норвегии и Дании? Известно, что только Китай провёл серию арктических экспедиций за последние годы…
Н.П.: - Арктический регион, обладающий огромными природными запасами и хорошими транспортными возможностями, привлекает к себе внимание не только «официальных» арктических и приарктических государств, но и стран Евросоюза, Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и др. Хотя у них и нет юридических прав на разработку арктического шельфа, поскольку здесь преимущество закреплено за государствами, граничащими с Северным Ледовитым океаном.
К настоящему времени Китай осуществил 5 полярных экспедиций. В 2004 г. на Шпицбергене была открыта первая китайская научная станция «Хуанхэ». Проявляют активный интерес в Пекине и к сотрудничеству с Россией в научном исследовании Арктики. Обсуждаются возможности создания совместной полярной станции, а также прохода китайских судов по Северному морскому пути.
«АиФ»: - У Японии и Индии тоже к Арктике чисто транспортный интерес или их интересуют энергоресурсы?
Н.П.: - После катастрофы на атомной электростанции «Фукусима-1» резко повысился интерес Японии к ресурсам Арктики, поскольку будущее ядерной энергетики, обеспечивавшей до 30% потребностей страны в электроэнергии, оказалось под вопросом. Япония предпочитает делать акцент на научно-исследовательском компоненте арктической стратегии и необходимости международного сотрудничества для решения проблем Арктики.
Арктическая политика Евросоюза - уменьшение в перспективе энергетической зависимости от внешних поставок, а также средство освоения новых транспортных путей. Имеющие статус наблюдателя в Арктическом совете Великобритания, Франция, Германия, Испания, Польша и Нидерланды стремятся расширить свои права в ущерб «официальным» арктическим державам. В мае 2013 г. на министерской сессии Арктического совета будет рассматриваться вопрос о приёме новых наблюдателей, в том числе Еврокомиссии, Китая, Японии, Республики Корея, Сингапура, Италии. Ожидается появление новых соискателей данного статуса (Турция, Индия, Бразилия, Чили и Аргентина).