История полярных исследований знает немало героических и трагических страниц с участием наших соотечественников.
Одна из самых драматичных историй покорения Арктики, за которой, затаив дыхание, следил весь мир, произошла в 1928 году.
Нобиле хотел превзойти Амундсена
В 1927 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле выдвинул проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле поддержал глава Италии Бенито Муссолини.
В 1926 году Нобиле уже участвовал в успешной экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Норвегия», которую возглавлял знаменитый исследователь Севера Руаль Амундсен. Нобиле в этом путешествии выступал как создатель дирижабля. Однако две сильных личности после совместного успеха общего языка не нашли и вступили во взаимную конфронтацию. У Нобиле появилась идея осуществить собственную экспедицию к Северному полюсу.
Экспедиция атомного ледокола «Россия» >>
Подготовка велась очень тщательно. Лететь путешественники должны были на дирижабле конструкции Нобиле, получившем имя «Италия». В состав экспедиции Нобиле вошли 18 человек, причём семь из них уже имели опыт полярного полёта на «Норвегии». Кроме того, Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину.
Базой миссии должна была стать бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Именно туда в марте 1928 года отправился пароход «Читта ди Милано», который должен был обеспечивать связь с дирижаблем.
Сама экспедиция стартовала 15 апреля 1928 года из Милана. Погода была плохая, и в Конгсфьорд «Италия» добралась 8 мая, довольно сильно потрёпанной.
Победа и катастрофа
С этой базы экспедиция Нобиле предприняла три полёта в сторону Северного полюса. В каждом из них участвовали 16 из 18 членов экспедиции: радист Этторе Педретти оставался на пароходе «Читта ди Милано», поддерживая связь, а два журналиста сменяли друг друга в полётах.
Первый вылет сорвался из-за непогоды, второй, продолжавшийся 69 часов, также не принёс успеха. В третий вылет из двух журналистов отправился Уго Лаго, а в базовом лагере остался Франческо Томазелли. Как потом оказалось, одному судьба даровала жизнь, а другому страшную гибель.
Третий вылет «Италии» состоялся 23 мая 1928 года. Вылетев утром, к полуночи экспедиция достигла Северного полюса, на который были сброшены флаг Италии и крест, освящённый Папой Римским. После этого счастливые путешественники развернули дирижабль.
На обратном пути «Италия» столкнулась с сильным встречным ветром, увеличившим расход топлива, и с техническим проблемами — заклинило руль высоты.
Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать и в 10:33 ударилась о лёд. В результате падения дирижабль развалился на части. Шесть путешественников, среди которых оказался и журналист Уго Лаго, взмыли вверх на неуправляемом дирижабле и были унесены ветром на восток. О судьбе этой шестёрки так и не появилось никаких вестей. Они по сей день числятся пропавшими без вести.
Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла погиб при ударе, у ещё троих, включая Нобиле, были сломаны конечности.
Можно ли выдержать год на льдине? >>
Во время падения на лёд выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка.
Обустроив лагерь, девять членов экспедиции предпринимали попытки выжить и связаться с Большой землёй. Палатку экспедиции облили красной краской, чтобы она была лучше заметна на льду.
SOS, принятый деревенским любителем
Больше недели мир, наблюдавший за экспедицией Нобиле, был в неведении о его судьбе. Но 3 июня случилось невероятное — сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии.
Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.
В СССР был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт.
После новости о том, что «Италия» потерпела крушение, принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран мира. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики.
Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.
Попытки спасения итальянцев не обошлись без жертв. Руаль Амундсен, бывший друг и заклятый соперник Нобиле, 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек. Погибли три итальянских пилота, также участвовавших в поисковых работах.
История «Святогора»
Советский Союз предоставил для спасательной экспедиции два ледокола — «Малыгин» и «Красин». Первый, вышедший 12 июня из Архангельска, 20 июня был зажат льдами в Баренцевом море и не смог помочь итальянцам.
Второй, «Красин», вышел из Ленинграда 16 июня. Этот ледокол был построен по заказу российского правительства в Англии, на верфи города Ньюкасл. Строили его ударными темпами — в январе 1916 года было принято решение о строительстве, 3 августа состоялся его спуск на воду, 1 октября он был зачислен в списки ВМФ России в классе морских ледоколов под именем «Святогор», а 31 марта 1917 года над ним был поднят Андреевский флаг.
Судьба «Святогора» была чрезвычайно интересной — в разгар Гражданской войны ледокол был затоплен красными на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Таким образом большевики пытались не пустить в порт корабли интервентов, но успеха не добились.
Больше того — англичане подняли «Святогор» и, уходя из Архангельска в феврале 1920 года, увели ледокол с собой.
В 1922 году «Святогор», самый мощный ледокол своего времени, был выкуплен Советской Россией у Англии. Огромную роль в переговорах сыграл советский торгпред в Великобритании Леонид Красин. Именно в память о дипломате в 1927 году «Святогор» был переименован.
Спасательную экспедицию на «Красине» возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойлович, капитаном «Красина» был Карл Эгги. На судне был размещён самолёт «Юнкерс» ЮГ-1, который пилотировали лётчики Борис Чухновский и Георгий Страубе.
Командир спасается первым
«Красин» прибыл в норвежский порт Берген 21 июня. К этому времени в лагерь Нобиле уже добрались иностранные пилоты. 20 июня гидросамолёт под управлением Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Спустя два дня пришли ещё два самолёта с грузами.
23 июня случилось событие, которое потом будут долго ставить в вину Умберто Нобиле. В этот день шведский лётчик Эйнар Лундборг на двухместном самолёте вывез со льдины начальника экспедиции вместе с его собакой на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на итальянский пароход «Читта ди Милано».
Ещё раньше девять оставшихся в живых разделились на две группы: шесть человек, включая Нобиле, остались у палатки, а трое — метеоролог Финн Мальмгрен, а также штурманы Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано — вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком.
Это событие произошло ещё 30 мая, и считалось, что Нобиле улетает, чтобы координировать усилия по спасению остальных, в том числе шестёрки, унесённой на дирижабле, и группы Мальмгрена.
Лётчик Лундборг, вывезя Нобиле, был уверен, что в течение двух дней эвакуирует оставшуюся у палатки пятёрку, однако при второй посадке в лагере его самолёт потерпел аварию. Самого Лундборга из лагеря вывезли другие шведские пилоты, однако рисковать ещё раз ради итальянцев они не решились.
«Красин» спешит на помощь
Настал черёд «Красина», который к этому времени двигался в сторону Шпицбергена.
10 июля 1928 года экипаж советского самолёта, доставленного «Красиным», во время разведки обнаружил лагерь и сбросил итальянцам еду и одежду. 11 июля лётчик Чухновский нашёл группу, ушедшую пешком.
Но на обратном пути неудача постигла и Чухновского — не найдя в тумане ледокол, он сел на лёд, наскочив на торос, и сломал шасси.
Лётчики сообщили по радио, что отказываются от собственного спасения до тех пор, пока «Красин» не примет на борт итальянцев.
Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трёх полярников, самостоятельно ушедших за помощью — Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. По их словам, Финн Мальмгрен погиб от истощения за месяц до их обнаружения советской спасательной экспедицией.
Мариано был сильно обморожен — ему пришлось ампутировать ногу. По мнению врачей, «Красин» успел вовремя — ещё 10–12 часов, и итальянец не выжил бы.
В 20:45 12 июля ледокол «Красин» добрался до «красной палатки» и принял на борт пять последних членов экспедиции Нобиле — штурмана Альфредо Вильери, физика Франтишека Бегоунека, инженера Феличе Трояни, механика Натале Чечоне и радиста Джузеппе Бьяджи.
16 июля «Красин» подобрал со льдины экипаж Бориса Чухновского, после чего корабль лёг на курс к берегам Норвегии. Спасённые итальянцы пересели на пароход «Читта ди Милано», который доставил их в норвежский Нарвик, откуда они вернулись в Рим.
Что касается ледокола «Красин», то он прославился на весь мир. Участие Советского Союза в спасении итальянских полярников высоко подняло авторитет нашей страны в мире. В августе – сентябре 1928 года «Красин» предпринял вторую экспедицию по поиску следов шестерых членов экспедиции Нобиле, унесённых дирижаблем, однако найти их так и не удалось.
Все поисковые группы других стран прекратили работу 11 сентября 1928 года, и лишь «Красин» вёл поиски до 23 сентября. Только после этого судно взяло курс на Ленинград, где 8 октября экспедицию торжественно встречали на набережной Лейтенанта Шмидта.
«Агент 007» стал полярным героем в СССР
Судьбы участников спасательной экспедиции сложились по-разному. Начальник спасательной группы Рудольф Самойлович, удостоенный ордена за спасение итальянцев, попал под «Большой террор», в июле 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Его расстреляли весной 1939 года. В 1957 году Самойлович был посмертно реабилитирован.
Лётчик Борис Чухновский, также награждённый за спасение группы Нобиле, продолжил служить в полярной авиации, в годы Великой Отечественной участвовал в боях в Заполярье.
Генерал Умберто Нобиле, которого в родной стране обвинили в катастрофе, а многие сочли «предателем» за отлёт из ледового лагеря, в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз и в течение пяти лет строил дирижабли в Стране Советов. Уже после войны и падения режима Муссолини все обвинения в адрес генерала были сняты.
В 1969 году Умберто Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.
В том же 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», посвящённый истории спасения экспедиции Нобиле. Режиссёром фильма стал знаменитый победитель Каннского фестиваля Михаил Калатозов, а главные роли, помимо советских актёров, сыграли звёзды мирового кино, такие как итальянка Клаудия Кардинале и сам легендарный «агент 007» Шон Коннери, сыгравший Руаля Амундсена.
На премьере фильма в Италии присутствовал Умберто Нобиле. Великому учёному и путешественнику была суждена долгая жизнь — он умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.