Сейчас о том, что школа № 16 города Еманжелинска Челябинской области сильно пострадала при взрыве метеорита, напоминают только заколоченные фанерой окна. Ремонтные работы здесь идут непрерывно уже четвёртый день. В школе очень шумно: жужжание перфораторов подкрепляется звоном вытаскиваемого битого стекла. Директор Наталья Шенкнехт, астроном-физик по образованию, давно нашла научное объяснение сильных разрушений школы: всё дело в самом здании. Оно образует букву «Н», потому взрывная волна отразилась от пристроев школы по бокам, усилив своё разрушительное действие в несколько раз. Стоящий рядом детсад обычной, прямоугольной правильной формы совершенно не пострадал.
«Учительница могла погибнуть»
В то утро 15 февраля ученики седьмого класса Кирилл Дайнеко и Серёжа Скрипник с другими ребятами готовились к Дню защитника Отечества.
Вместе с педагогами отрабатывали маршевый шаг. Вдруг стало невероятно светло, а чуть позже раздался оглушительный взрыв. Учитель скомандовала: быстро бежим на выход. Мальчишки кинулись по коридору. Случайно услышали, как из столовой раздаются крики и звон битого стекла. Оба рванули туда. «Мы подбегаем, там дверь заблокировалась, она не открывалась, – перебивая друг друга, вспоминают парни, – а за дверью кричит учительница физкультуры Наталья Ивановна, там окно было, где сейчас фанерой забито, – Кирилл показывает на дверь, заколоченную деревом вместо стекла, – стекло разбилось, а дверь не открывалась.
Я схватил в комнате дежурного рядом какую-то деревянную палку, разбил стекло, учительница вылезла в проём из-под стекла. Я подумал, а вдруг там ещё кто-то остался, забежал внутрь. Посреди столовой лежала новая сотрудница школы, кухонная рабочая Ирина Павлова, вся в крови, и рама оконная на ней была. Тут подбежала медработник наша, старшеклассники подошли, они мне помогли, и мы её вынесли в безопасное место. Она была без сознания, тут же скорая подъехала и её увезла».
«А я, когда понял, что Кирилл поможет учительнице, побежал смотреть, не остался ли кто-то ещё под стеклом, – полный эмоций, Серёжа очень сбивчиво вспоминает то утро. – Смотрю, Илья лежит посреди коридора, кровища хлещет. Я его подмышки схватил, потащил на выход из здания. Всего-то минуту тащил, потом его кто-то схватил у меня у входа, в скорую загрузили сразу. Он в шестом классе учится, вчера с ним разговаривал, говорит, пять швов на голову наложили и домой отправили, он пока не учится».
Дети не произносят вполне логичные, применимо к ситуации, слова: я напугался, я чуть не умер от страха, я побежал, что есть сил, пока не убило. Тринадцатилетние подростки говорят: «Учительница могла погибнуть. Мы не могли убежать, её никто не слышал. А наша повар вообще без сознания была, она могла умереть под завалами».
«Папа мне сказал всегда помогать слабым»
«Мой папа – охранник, он физически очень сильный, – рассказывает Кирилл Дайнеко. – Он мне сказал всегда помогать слабым, не бросать в беде друзей. Мы недавно шли с Серёжкой домой со школы, бабушке плохо стало на улице, мы ей скорую вызвали, разговаривали с ней, пока врачи не приехали, чтоб ей не так больно было. Я, когда вырасту, в ОМОН пойду, буду всегда людей спасать». Кирилл показывает руки с перебитыми в кровь пальцами. Улыбается – нет, это я не порезался о стекло, это я боксом занимаюсь, костяшки стёрты.
«Мальчишки эти, конечно, не с идеальным поведением, – глаза классного руководителя Венеры Кайзер светятся гордостью за своих учеников, – они могут побегать, уроки плохо выучить, зато лично я знаю, на кого можно всегда положиться – на Кирилла и Серёжу. Столько раз к ним за помощью обращалась – всегда откликнутся. Как окна все вылетели, они в школу прибежали, папы с ними, мы никого не просили, они сами решили помочь. Работали, стёкла собирали, папы окна плёнкой затягивали.
Все выходные тут пробыли, а ведь наверняка планы были на эти дни. Я сама собак подкармливаю бездомных, одну пригрела в подвале, а она провалилась в подпол, скулила, я её сама достать не могла. Мальчишек попросила – слазили, помогли щенку. Мы им многие мальчишеские шалости прощаем, потому что у них уже твёрдые закалённые характеры. В тринадцать лет спасти людей – это дорогого стоит».
«Не люблю разговоры, что нынешнее поколение уже не то»
Осколки стёкол поранили свыше двадцати учащихся школы. Все они, кроме шестиклассника Ильи Дыненко, которого вынес из-под осколков Серёжа Скрипник, получили незначительные травмы. По признанию директора, от удара заклинило не только дверь столовой, но и входную в здание. Она закричала, чтоб кто-то помог, подбежали старшеклассники, дверь выбили, все дети незамедлительно покинули школу. Наталья Юрьевна вызвала милицию, скорую, нескольких родителей, кому успела дозвониться, – все, у кого были машины, моментально приехали к школе. Детей и взрослых в больницы развезли сами: скорая помощь в сильно пострадавшем Еманжелинске была нарасхват.
«Я не люблю разговоры, что нынешнее поколение уже не то, – рассуждает директор школы. – Наши дети в экстремальной ситуации доказали, что они настоящие герои. Я отправила губернатору представление к награде Кирилла и Серёжи. Надеюсь, подвиг ребят будет оценён. Ещё просила отметить, как работают совершенно посторонние люди – бригада из соседнего агропредприятия. Я обратилась с просьбой помочь с остеклением: люди работают день и ночь, никто не смотрит на часы, что домой бежать надо. Мы за выходные уже триста метров стекла вставили. Основные работы сделаны, периметр закрыт. Сами справляемся. У нас ведь есть герои».