Мне бы очень хотелось поделиться с читателями всем, что я знаю об этом удивительном человеке, тем более, что во многом именно с его книг и началось когда-то мое изучение православной веры. Но, к сожалению, в рамках небольшой заметки я могу лишь постараться пробудить интерес к личности этого святого и его трудам.
Златоуст в Константинополе
Прежде чем предложить краткую биографическую справку, остановлюсь на некоторых эпизодах из жизни Златоуста, через которые можно сложить впечатление, что же это был за человек. Последние годы жизни Иоанн Златоуст был архиепископом византийской столицы. В наше время его бы называли патриархом, но в те годы этот титул еще не закрепился в этой местности. Константинополь обладал всеми подобающими особенностями столиц великих империй. В нем пышность и богатство соседствовали с крайней бедностью и нищетой. Образ жизни горожан, живущих часто по принципу «хлеба и зрелищ», трудно соотносился с христианскими идеалами. Нередко императоры в епископах видели не более чем своих придворных, да и само христианство воспринимали в своих интересах.
Иоанн прибыл в Константинополь после смерти архиепископа Нектария, прославившегося близостью к Императору и любовью к богатой и пышной жизни. По прибытии в Константинополь, Златоуст навел дисциплину среди духовенства и приказал эконому сократить расходы на сады, фонтаны, различные украшения, содержание архиерейского дома и т.п. Он отказался от приемов и выездов. Имущество, оставленное Церкви богатыми людьми, Иоанн отдал на социальные проекты, а именно так некоторые его дела назвали бы сегодня. Златоуст продал не только заготовленный его предшественником дорогой мрамор, предназначенный для постройки храма, но даже часть церковных сосудов. На собранные средства архиепископ организовал помощь нуждающимся и, среди прочего, построил большой приют, обеспеченный врачами и прислугой, снабженный всем необходимым. В свое время именно это и было выставлено в качестве обвинения против Иоанна.
Неоднократно Златоуст вступался за обиженных. История донесла до нас, конечно, наиболее значительные происшествия. Говорят, он защитил вдову перед императрицей, облюбовавшей виноградник несчастной. Сохранилось свидетельство, что Иоанн запретил в служении диакона, избивавшего своего раба мальчишку.
"Опять, скажут мне, - говорил как-то Златоуст, - ты против богатых? А вы опять против бедных. Опять ты против хищников? А вы опять против тех, у кого похищают. Вы не насыщаетесь, пожирая и терзая бедных, и я не насыщаюсь, исправляя вас. Постоянно ты покровительствуешь этим людям, постоянно покровительствуешь бедному? Но отступи ты от овцы моей, удались от стада моего, не вреди ему. Ты вредишь моему стаду и осуждаешь, что я отгоняю тебя".
Очень характерны для Златоуста его отношения с премьер-министром Евтропием, бывшим в свое время фактически всесильным советником императора. Евтропий – корыстный интриган, чиновник, утопающий в роскоши и наслаждениях. Он добился отмены древнего правила, по которому Церковь могла брать под покровительство тех, кто просит защиты и убежища. Златоуст со всей силой и нелицеприятием выступил против и нещадно обличал премьер-министра в том числе и за его безнравственную жизнь, чем возбудил гнев царедворца. Со временем и сам Евтропий пал жертвой интриг, против него восстало войско и народ, все отказались от бывшего друга. Во всем городе только Златоуст принял его в храме и спрятал от гонителей, подвергая опасности собственную жизнь. Вот слова самого Иоанна: «На этих днях церковь была осаждена, приступило войско и метало огонь из глаз... Здесь искали убежавшего, но мы предстояли, не страшась их ярости... Ярость войска была сильнее огня, и мы спешили в царский дворец. И что же? По благодати Божией ничто не смутило нас».
Но это не все. Златоуст был, прежде всего, христианским епископом, пастырем, проповедником и учителем. При большом стечении народа Иоанн одернул алтарную завесу в храме и, указав народу на жалкого старца, начал свою беседу словами: «Всегда, но особенно теперь благовременно сказать: суета сует, всяческая суета. Где теперь пышная обстановка консульства? Где блестящие светильники? Где рукоплескания и ликования, пиршества и праздники?... Где теперь придворные друзья?.. Все это было, как ночь и сновидение, и с наступлением дня исчезло...». Этим Златоуст не только показал пастве назидательный пример, но и расположил народ к состраданию. Говорят, что у многих его речь вызвала слезы.
Кто же был Иоанн?
Иоанн родился в середине IV века в одном из культурных центров Римской Империи Антиохии – столице Сирии. Отец его, умерший вскоре после рождения сына, был высокопоставленным богатым чиновником. Иоанн крестился по обычаям того времени будучи уже взрослым в 20 лет. Учился он у самых известных в те годы философов, риторов и богословов, таким образом получив лучшее из возможных образование. Первый ритор Империи Ливаний желал видеть Иоанна своим преемником и сетовал на христианство, что оно украло у него любимого ученика. Христианская вера Иоанна была столь глубока и искренна, что после смерти матери он некоторое время жил с пустынниками и навсегда обрел глубокое уважение к подвижникам. Испытав себя в монашестве, Иоанн понял, что этот путь ему не подходит. К тому же, он переусердствовал в своих подвигах и сильно надорвал здоровье - заработал язву, из-за чего до конца жизни питался почти исключительно рисовой кашкой.
В 386 году Иоанн был рукоположен в священника. Основной его обязанностью стала проповедь Слова Божия, которую он и произносил по нескольку раз в неделю на протяжении 12 лет. Бескомпромиссные, обличительные и в то же время утешительные и поучительные, всегда отличающиеся изящным красноречием проповеди Иоанна настолько потрясли Антиохию и полюбились горожанам, что проповедник получил прозвище «Златоуст», которое с тех пор неотъемлемо от его имени.
В Антиохии Иоанн прочитал свои знаменитые проповеди «О статуях» из которых мы узнаем об истинно христианском понимании ответственности Церкви за свою паству. Горожане, возмущенные введением нового налога, взбунтовались и опрокинули стоявшие на улицах статуи императора Феодосия и его жены. По традиции для главы империи было вполне естественно ввести войска в город и без разбору наказать всех. Тысячи погибших были бы естественной платой за бунт. Но христианское звание ставило ребром вопрос, как такую жестокость совместить с заповедями Христа, что и дало антиохийской Церкви надежду на прощение. Желая усмирить гнев императора и не допустить массового кровопролития, антиохийский епископ отправился в Константинополь, а Златоуст во время его отъезда постоянно проповедовал в храме, утешая и подбадривая горожан. Не одобряя бесчинства и порицая грех, Иоанн смог не только поддержать и обнадежить ожидавших неминуемой смерти, но и, воспользовавшись случаем, преподать им глубокое христианское наставление к нравственной жизни. Надежды Златоуста оправдались. Благодаря заступничеству епископа, Феодосий помиловал антиохийцев.
По свидетельству самого Иоанна, он поставил себе за правило служить народу ради Христа до последнего вздоха. Свое призвание он видел в проповеди любви и правды. «Я убедил душу свою, - говорил он, - чтобы, доколе буду дышать и Богу угодно будет продолжить мою настоящую жизнь, исполнять служение проповедника и делать повеленное, будет ли кто слушать меня или не будет слушать». Иоанн сумел сделать свою нравственную и богословскую проповедь не только понятной для простого народа, но и востребованной и ожидаемой. Его талант был столь ярок, что популяризация нисколько не сказалась на глубоком и часто бескомпромиссном содержании. Беседы с людьми были столь важны для Иоанна, что он проповедовал с амвона чтеца, будучи посреди церкви. Рукоплескания, впрочем, как и слезы слушателей постоянно сопровождали его слова. Проповеди Златоуста фиксировались скорописцами и после правились автором. Таким образом, до нас фактически в первоисточнике дошло все творческое наследие Иоанна Златоуста.
Не стоит, конечно, видеть в Златоусте некоего социалиста или борца с властью или коррупцией. Прежде всего, он был епископом, главной Церкви, пастырем, проповедником. Иоанн считал, что Церковь – это та сила на земле, что сглаживает и умеряет зло и страдания. Церковь призвана бороться со злом, но она не может и не должна подменить собой гражданские институты. «Если мы вас не утешим, - обращается Златоуст к тем, кому угрожали жестокие казни, - то от кого другого получите утешение? Судьи устрашают, так пусть утешают священники. Начальники угрожают? Так пусть ободряет Церковь...»
Иоанн Златоуст был убежден в простоте, ясности и общедоступности Библии. Он постоянно призывал читать и изучать Священное Писание. Для него проповедь Христианства была, прежде всего, проповедью о Христе и призыв к нравственной жизни. Не на физическую силу, или обаяние богатства полагался Златоуст. Он ясно видел, что для распространения и укрепления христианства достаточно, чтобы ученики Христовы на деле осуществляли заповеди Учителя.
Известный ученый прошлого века, специалист по святоотеческому наследию И. В. Попов, резюмируя взгляды Златоуста, пророчески писал: «Роскошные здания, престиж духовенства, красота и пышность богослужения - все это в глазах масс, всегда поклоняющихся успеху, сообщает христианству значительность, доказывает его силу, создает для него обаяние. Но все это может иметь и свою обратную сторону. Когда религиозная жизнь начинает отливаться в такие формы, тогда легко забывается важнейшее в законе - суд и милость. Развивается стремление жертвовать непосредственно Богу, а дела христианского милосердия, которые сами по себе составляют душу и силу христианства, приходят в забвение».
В Константинополь Иоанн Златоуст попал благодаря своему красноречию. Слухи о его таланте достигли столицы и там, конечно же, не упустили возможности украсить главную кафедру Империи таким «драгоценным камнем». Столичную кафедру Иоанн возглавлял семь лет.
В этой заметке я не могу подробно останавливаться на последних годах жизни Златоуста. Они достойны, как минимум отдельной статьи. Отмечу лишь основные моменты. Редко следуя формальным правилам, руководствуясь, прежде всего заповедями Евангелия и голосом совести, бескомпромиссный Иоанн, был втянут в конфликт с императорской семьей и знатью, и, как бы это не звучало удивительно, нажил себе врагов и среди епископов.
По ряду причин наиболее глубокий конфликт разгорелся между Златоустом и александрийским патриархом Феофилом. Современники отмечали, что в противоположность Златоусту Феофил любил пышность и полагал славу Церкви в великолепных зданиях. Александрийского патриарха сравнивали с древними фараонами, и говорили, что он «неистовый любитель камней и поклонник золота», который притеснял трудящихся и лишал платы строителей, не стеснялся в выборе средств. Будучи умелым политиком, Феофил, не гнушаясь интриг и подкупов, добился созыва собора епископов, на котором и низложили константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста.
Вот, как сам Златоуст обращался к народу в те дни: «Вы знаете действительную причину, почему хотят погубить меня? Это потому, что я не распоряжался расстилать перед собой богатых и дорогих ковров, что я не хотел одеваться в одежды, шитые золотом и шелком, что я не очень любил удовлетворять чувственности этих людей. Меня гонят не за богатство и не за то, что я совершил какое-нибудь преступление... Нет, меня гонят за то, что я люблю вас».
В 404 году Иоанн был арестован и отправлен в ссылку. Это вызвало такое негодование народа, что был сожжен весь центр Константинополя и даже храм Святой Софии. Златоуст был сослан в Армению, где провел два года. Оттуда он был отправлен в Пицунду. По дороге из-за болезни и плохого обращения с собой Иоанн Златоуст 14 сентября 407 года скончался.
Популярность Златоуста была столь велика, что уже в 417 году константинопольский архиепископ Аттик восстановил его доброе имя. В 438 году мощи Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. И по сей день Иоанн Златоуст один из наиболее любимых и почитаемых православных святых. Церковь усвоила ему титул вселенского учителя.
О «христианском насилии»
В связи с известными событиями уходящего года особо остро стоит вопрос о «христианском насилии». Что может и должна Церковь противопоставить злодеям, гонителям или хулителям? Понятно, что в церковной истории мы можем найти разные и даже противоположные ответы. Понятно, что даже в наследии Златоуста встречаются разные взгляды. И все же я возьмусь утверждать, что сама жизнь святого Иоанна говорит нам, что он проповедовал и отстаивал истинно евангельское слово и отвергал «христианское насилие».
Приведу три высказывания Златоуста. «Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками, - будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не даешь открыться Его силе».
«Сегодня, - как-то сказал Златоуст, - мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых - живыми, изобилуя кротостью и великим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь... Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый, не ударяя, но приняв удары...» «Итак, должно не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, - потому что не ближнего, но себя самого предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях».
Для контраста оттеним взгляды Иоанна Златоуста мнением александрийского патриарха Кирилла – племянника и преемника того самого Феофила, что низложил Иоанна. «Когда оскорблен Бог в Его почитании, тогда быть милосердным не безопасно и даже весьма вредно - не время разнеживаться в слабодушном взаимном благорасположении. Об этом-то, я думаю, и сказал Господь: "Кто любит отца или матерь больше Меня, не достоин Меня". Пусть тогда исчезнет закон сочувствия и удалится сила естественной любви и все, что относится к человеколюбию, чтобы, так сказать, посредством благочестивой жестокости воздано было почитание Богу. Не благочестивым ли назовешь ты делом, чтобы немилосердно наказывались совершающие неизвинительное отступничество, как оскорбляющие высшую над всем славу и не отказывающиеся беззаботно бесчестить Того, Которого лучше было бы радовать стараниями о твердости».
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |