Папа Римский Бенедикт XVI поведал о проведенных исследованиях саркофага из собора Святого Павла «за городскими стенами» и отметил, что «это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла».
Святой апостол Павел по преданиям казнен в Риме и похоронен недалеко от города, где позже императором Константином Великим в IV веке была возведена базилика Святого Павла «за городскими стенами». Вполне возможно, что останки апостола перезахоронили под сводами Собора. Римские императоры несколько раз перестраивали базилику, и со временем могила апостола Павла исчезла из поля зрения. Никто достоверно не мог с точностью сказать, где она, пока во время реконструкции Собора в первой половине 19 века не была найдена мраморная доска 5 века с надписью «Paolo Apostolo Mart», что означает «Апостол Павел Мученик». В 2006 году в том же храме был найден мраморный саркофаг, датируемый концом 4 века. Результаты исследования именно этого саркофага и озвучил Папа Римский.
Кто же такой апостол Павел?
Из писем-посланий самого апостола к христианам разных уголков Римской Империи, из истории первых христианских общин — книги «Деяний апостольских» — мы можем узнать следующее.
Павел — по происхождению еврей из средиземноморской диаспоры, родившийся в начале 1-го века нашей на территории современной Турции, на юге Малой Азии, в городе Тарсе — одном из крупнейших центров эллинистической культуры тех лет. Еврейское имя Павла — Савл.
Отец Павла воспитал сына в строгих понятиях иудейской веры — единобожия. Павел унаследовал от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе его семьи. Родители отправили Павла в Иерусалим, где он учился у знаменитого Гамалиила. Это был один из ученейших и авторитетных раввинов своего времени, человек благочестивый, хранивший древние традиции Ветхого Завета. Среди своих сверстников Савл был самым ревностным учеником.
Очень важно, что Павел был обучен ремеслу — шитью палаток. Дело в том, что желающие стать раввинами должны были уметь зарабатывать себе на жизнь тем или иным ремеслом. В своих письмах-посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам.
Поначалу Павел очень враждебно воспринял христианскую веру. Он присутствовал при казни Стефана — первого дьякона христианской общины и даже после этого специально отправился в Дамаск, чтобы там бороться с христианами. Но по дороге с ним произошло чудо. Павел сам об этом говорил — Бог открыл ему Своего Сына лицом к лицу. Иисус Христос явился Савлу и, обратившись к нему с призывом, повернул весь его жизненный путь. Савл стал проповедником Христовой истины.
Ко времени обращения апостола Павла первые ученики Иисусовы, простые, обычные люди, можно сказать, принадлежащие к низшим слоям общества, создали и стали во главе нескольких иудейских общин. Они точно и верно засвидетельствовали о Христе Спасителе в Евангелии. Hо когда христианство «встало на ноги» внутри иудейских общин, перед учениками Иисуса открылась возможность возвестить веру всей Римской Империи. Для этого Христос избрал нового человека, незаурядного по своим способностям и знаниям, по своей вере и религиозной ревности, человека, знавшего и эллинскую культуру и истинное богословие, способного осмыслить опыт Ветхого завета, опыт христиан, свой опыт и через это явить Римской Империи весть о Христе распятом и воскресшем. Важно, что Павел единственный из апостолов был римским гражданином — это позволило ему беспрепятственно проповедовать по всей территории Империи и пользоваться многими правами, способствовавшими распространению христианства.
Христос обещал, что после того, как кончится Его земная жизнь, Он будет невидимо присутствовать среди людей, Он будет открываться через Духа Своего. Христиане уверены, что это исполнилось в жизни многих последователей, которые не видели земного лица Христа, но видели Его очами веры. Для нас особенно важно, что Павел был первым из тех, кто рассказал об этом опыте. Он рассказал о жизни во Христе, он понес весть о Христе по всему цивилизованному миру тех лет. Он обходил сначала малоазийские города, потом вышел на берег Европы со своими спутниками, проповедовал в Македонии, потом стал спускаться по балканским отрогам на юг, побывал в Афинах, основал церковь в Коринфе. И так он действовал вплоть до столицы Империи — Рима, где он и окончил свои дни мученической кончиной.
Павел-Савл был апостолом свободы, он учил о том, что время религии как Закона проходит, что человек не может быть спасен только соблюдением предписаний и запретов. Основной смысл жизни — спасение во Христе — торжество и ликование единства с Богом, то, к чему стремится сознательно и бессознательно человеческий род. Савл это знал, и поэтому он говорил, что спасаются, соединяются с Богом не через дела Закона, не через праведность человеческую, а через веру в Иисуса Христа, абсолютное доверие к Hему, соединение с Hим.
Может ли человек, один, слабый и смиренный, обрести единство с Богом? Апостол Павел отвечает, что нет. Чтобы эта встреча совершилась, Бог Сам приходит к людям и воплощает Себя в человеке. Тот, кто обращается ко Христу, может верой и любовью соединиться с Hим. Конечно, Закон Божий, данный в Ветхом Завете свят и непоколебим, в нем заключаются самые главные нравственные понятия: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Обряды нужны людям, как детоводитель ко Христу, как педагог, как некоторое приготовляющее средство. Но все же главное — это личная вера во Христа распятого и воскресшего.
Апостол Павел был величайший универсалист. Он говорил, что во Христе нет «ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужчин, ни женщин», то есть все драгоценны для Бога, все, независимо от пола, племени, возраста, — все драгоценны. Это далеко не всегда было людям понятно и часто вызывало возражения.
Очень важно понимать, что Апостол никогда не считал себя ни основателем, ни проповедником новой религии, он всегда говорил, что он лишь посланник Иисуса Христа, который проповедует Его Радостную Весть, Его Евангелие. У Павла была удивительная особенность: он чувствовал присутствие Христа, присутствие Духа Божия.
Апостол Павел о себе
В одном из своих посланий апостол Павел очень жестко обличает жителей Коринфа в их недоверии ему и унижении его в сравнении с первыми апостолами. «Дайте и мне побахвалиться! То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа. Раз многие считают допустимым хвалиться, как это делают люди этого мира, похвалюсь и я. Пусть кто угодно претендует на что угодно — я все еще говорю как безумный — я претендую на то же! Они евреи? И я! Израильтяне? И я! Потомки Авраама? И я! Служители Христа? Может, я в уме помешался, но все же я говорю: я больше! Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета, не раз смотрел смерти в глаза. Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев; трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями; трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море. Я постоянно в пути, постоянно в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников. А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев... Изнурительный труд, бессонные ночи, голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота... И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю — еще каждодневный груз забот обо всех церквах... Кто-то ослабевает — разве я не слабею? Кто-то спотыкается и падает — разве я весь не горю? И если все-таки надо чем-то похвалиться, похвалюсь тем, в чем видна моя слабость. Бог и Отец Господа Иисуса — да будет Он благословен вовеки! — знает, что я не лгу.
В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через отверстие в стене, и я от него спасся. Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом. Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо. Он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями. Ведь даже если я захочу похвалиться, то не буду говорить как безумный, а скажу чистую правду. Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит, что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит. Мне ведь были такие откровения! И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне жало в тело — ангела сатаны, который меня мучит, чтобы я не заносился. Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него. Но Он сказал мне: „Тебе достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости“. И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа. И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют, доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа! Ведь когда я слаб, лишь тогда я силен! Я совсем помешался! Это вы меня довели! Это вам бы надо меня нахваливать! Ведь я ни в чем не уступаю этим апостолам, даже если я ничто. Все то, что является отличительным знаком апостольства, Бог совершил у вас через меня, и вам ли не знать мое терпение и стойкость! А к тому же чудеса, знамения и могущественные дела... Так что же вы недополучили в сравнении с другими церквами? Разве только то, что я не был вам обузой? Простите мне эту обиду!»
Насколько значимо обретение останков апостола для христиан?
Возьму на себя смелость сказать, что значение обретения останков апостола Павла преувеличено. Во-первых, это связано с тем, что Католическая церковь этот год посвятила апостолу Павлу и «находка» пришлась ко времени. Во-вторых, совершенно невозможно доказать на 100%, что найденные останки принадлежат именно апостолу Павлу, и поэтому признание этого так и осталось делом веры. В-третьих, христиане всего мира за много столетий привыкли жить в неведении относительно истинного места захоронения апостола Павла и не ощущают от этого дискомфорта.
Как это ни странно прозвучит, но апостол Павел важен христианам совсем не благодаря своим останкам. Конечно, есть немало примеров, когда о том или ином святом люди узнавали после его смерти благодаря чудесам или нетлению мощей, но с апостолом совсем другая история. Показательно, что о его жизни мы знаем очень много и знаем из его собственных писем-посланий, авторство и достоверность которых вне сомнений. О служении апостола Павла писал также в третьей четверти первого века его ученик Лука, именуемый евангелистом. О смерти же апостола, захоронении, чудесах после смерти мы не знаем почти ничего.
Заслуга апостола Павла совсем не в том, что нам даны его мощи. Заслуга его в жизненном примере и в тех назиданиях, что он нам оставил как истинный ученик Христов. Благодаря апостолу христианство стало всемирным, оно вышло за пределы иудейских общин. Апостол Павел не только создал и всю жизнь имел попечение о множестве христианских общин по всей Римской Империи — а это, как мы видели, было очень непросто и порой смертельно опасно. Он сумел в своих письмах так выразить христианскую веру, учение, мировосприятие, опыт жизни общин, что эти послания были всеми христианами первых веков признаны боговдохновенными и отражающими истинное христианство. Послания апостола Павла наряду с четырьмя евангелиями входят в состав книг Нового Завета и именуются Священным Писанием.