Около 325 года нашей эры царица Елена, мать римского императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим на поиски Креста Господня. К этому времени христиане смогли закрепить за собой репутацию лучших граждан империи
Нравственная сила христианства смогла одолеть религиозную неприязнь и зародить уважение к новой религии. До официального признания оставался один шаг — обращение главы Римской империи. Примерно за 15 лет до путешествия царицы Елены, по свидетельству современников, Константин Великий, будучи еще язычником, призвал на помощь Бога христиан и, победив войска своего противника Максентия, завоевал Рим. Символом победы стал крест — знак, который явился императору в видении. Он велел изобразить его на знаменах и доспехах своих воинов. Таким образом христианский символ, будучи никому не известным, вдруг стал знаком победы, знаком империи. Значение креста настолько возросло, что, несмотря на трехвековую давность евангельских событий, была предпринята фактически немыслимая попытка отыскать тот самый единственный крест, на котором был распят Иисус Христос.
Найти орудие убийства Христа было проблематично. К тому времени Иерусалим был отстроен заново после полного разрушения в 70-м году, кроме того, там, где по иерусалимским преданиям находилось место казни и погребения Господня, стоял языческий храм. Трудно поверить, но по свидетельству очевидцев, царице Елене удалось среди обломков языческого храма и векового мусора отыскать крест Христов и воздвигнуть его для всеобщего почитания.
Именно это событие — обретение и воздвижение креста и празднуют христиане 27 сентября вот уже 17 веков в чреде важнейших так называемых двунадесятых праздников. Я думаю, что свой высокий статус Крестовоздвижение обрело следующим образом. Другие 11 праздников напоминают нам важнейшие события из жизни Христа, Его жертвенного подвига, говорят нам о том, как свершилось чудо спасения людей от греха и смерти. Обретение Креста, в свою очередь, означает и зримо являет иное, но не менее важное — Христос не зря пришел. Брошенное семя не только проросло, но и превратилось в огромное цветущее дерево. Из веры гонимой, веры мучеников, веры тех, кого Христос назвал малым стадом, христианство, прежде всего благодаря своей нравственной силе, стало религией Империй, религией целых народов.
Главная тема праздника со временем как-то ушла в тень. О том, что последователи Христа не подвели своего учителя и их нравственная жизнь, их вера, стали примером для всей Империи, говорят мало, еще меньше говорят, что перед горсткой современных христиан сейчас стоит та же задача. Весь интерес очень часто сосредоточивается вокруг темы самого Креста как зримого символа, как некоей мистической защиты от злых сил. При этом, правда, становится не очень понятно, что в этом случае празднуется и чему следует подражать.
Xристиане издревле почитают крест как символ Христовой победы над злом и смертью, как символ надежды на жизнь вечную. Но во все времена это почитание не имело ничего общего с магическим восприятием предметов, когда им усваивается определенная сила и самодостаточность. Показательно, что Крест Христов пролежал в земле 300 лет и ученики Спасителя не предприняли попыток святыню достать и сделать всеобщим и обязательным символом христианства. Лишь став символом христианства торжествующего, крест прочно вошел в жизнь церкви, в ее культуру и быт.
По отношению к христианам крест со временем занял то место, которое в жизни обычных людей в наше время занимает паспорт, документ о гражданстве. Сначала человек становится христианином: обретает веру, готовится и крестится, а потом ему дают крестик как символ принадлежности к Церкви. Причем принадлежности не простой, а строго подчиненной, как в древнем государстве. Римских императоров именовали по-гречески «кириос» — господин, они владели своими подданными. Христа еще апостолы именовали так же, выражая этим полную преданность и признавая его власть. Христианин при крещении произносит отречение от сатаны и покланяется Христу как царю и Богу, признавая этим полную власть над собой. Через таинство Крещения человек становится гражданином Христова царства и в знак этого получает крест. Именно на этом основано понимание креста как защиты и покровителя от темных сил. Никто, никакие демоны не могут тронуть того, кто им неподвластен, кто отрекся от них и обрел Христово гражданство. У таких людей есть свой владыка, свои законы, свой судья и только ему принадлежит власть и сила.
Крест сам по себе ничего не значит. Он обретает силу только в случае личной живой веры в Спасителя и нравственной жизни. Конечно, крест — это свидетельство христиан всему видимому и невидимому миру о Самом Христе и о Его Царстве. Но нельзя забывать, что крест — это напоминание о том, что 17 веков назад христиане не посрамили своего имени. Вопрос, который перед нами ставит праздник Крестовоздвижения — в том, смогут ли современные христиане представить своим согражданам не только золотые кресты храмов и нательные крестики, но и само христианство как нравственную силу, способную преобразовать мир?