С понятиями «ювенальные технологии» и «ювенальная юстиция» я познакомился еще в конце 90-х, когда принимал участие в организации православной просветительской работы с детьми в московских социальных и медицинских учреждениях. Чуть позже мне довелось участвовать в запуске реабилитационной детской программы при наркодиспансере N12. Напомню, что детская наркология – это вершина айсберга детского неблагополучия, она теснейшим образом связана с беспризорностью и детской преступностью, да и со всем тем, что по-научному называется девиантным поведением детей. Именно в этом контексте я узнал, что «ювенальный» - означает «детский»; «ювенальные технологии» - это организованная работа с детьми, ради их выздоровления, исправления, возвращения в семью и к нормальной полноценной жизни; «ювенальная юстиция» - это детская специализация права, учитывающая особенности психики и развития ребенка, опирающаяся на определенные ограничения в ответственности детей (подробнее предлагаю посмотреть в известном интервью О. Зыкова и А. Кучерены). Тогда я понял, что тема чего бы то ни было «ювенального» существует ради детей и идет снизу, то есть от детских трудностей и проблем. Для меня «ювенальная юстиция» и «ювенальные технологии» в социальной сфере были и остаются полным аналогом педиатрии в медицине.
Ко второй половине нулевых в среде православной общественности созрели и достаточно ярко проявили себя сторонники радикальной идеи, для которых все неправославное - зло. При этом, конечно, критерии православности были и остаются субъективными, впрочем, об этом я как-то писал. У этих людей была абсолютная уверенность, что их сил хватит с лихвой, чтобы организовать собственные правильные православные серьезные профилактические, реабилитационные и лечебные программы для преступников, наркоманов, алкоголиков, бездомных, пострадавших от тоталитарных сект и даже психически больных. Делать, собственно, ничего серьезного и не предлагалось, главное, чтоб все «несчастные» начали жить православной жизнью в некоем изолированном сообществе. Предполагалось, что отсутствие соблазна извне, православие внутри, сделают свое дело. Как ни странно, тема эта прижилась и стала достаточно популярна в православной среде, правда, силы были направлены не столько на работу, сколько на разоблачение и искоренение «неправославных» проектов и программ, в том числе действующих и зарекомендовавших себя. Насколько я помню, именно в тот период окончательно встал на ноги тренд плохости «Запада» и всего «западного». К примеру, на этой почве велась отчаянная война не только с чем-либо, имеющим хоть какое-то отношение к католицизму или протестантизму, но даже с «группами самопомощи» и 12-шаговой программой. Доносы священноначалию, клевета и травля в прессе, «пропесочивание» на «партсобраниях» - все шло в ход, лишь бы «каленым железом» выжечь все «неправославное».
Долгое время «ювенальная юстиция» оставалась в стороне, но пришел и ее черед. Я знаю, что импульсом для концентрации внимания на «ювенальной юстиции» стал личный профессиональный, а вернее, этический конфликт между двумя известными специалистами в области социальной работы, один из которых оказался православным радикалом, другой – сторонником развития ювенальной юстиции. Поскольку обстановка была такой, что некоторые православные активисты ждали и искали врагов, то буквально в считанные месяцы развернулся «крестовый поход» против «ювенальной юстиции». Первые публикации были написаны исключительно православными авторами и продвинуты, хоть и в самых «топовых» на то время, но исключительно православных СМИ. В заметках и статьях не было и тени профессионального разговора, не было обсуждения законопроектов, не было примеров из российской действительности. «Ювенальная юстиция» была представлена виноватой в том, что она «неправославная» и «западная» и что ее «лоббируют» конкретные лица.
Иными словами, очень важно понимать, что на первых порах понятие «ювенальной юстиции» возникло и обсуждалось в профессиональной среде юристов и специалистов по работе с «трудными детьми» и лишь потом, благодаря некоторым православным радикалам перешло в область общественной дискуссии. Государство в те годы было очень далеко от ювенальной темы, при том, что количество детей, нуждающихся в помощи и защите было (и остается) огромным. Лица же инициировавшие «крестовый поход» против «ювенальной юстиции» делали это вне вопросов работы с детьми, делали не ради детей, а ради «чистоты православия» и борьбы с «Западом». Именно поэтому и произошла подмена понятий. Из профессионального термина «ювенальная юстиция» превратилась в миф-страшилку. К огромному сожалению, впоследствии этот миф был взят на вооружение и некоторыми официальными церковными лицами.
Что имеем сейчас?
Последние несколько лет мы все чаще узнаем о печальных историях, в которых «органы опеки» вероломно вмешиваются в жизнь семей, отнимают детей, разрушают семьи. На днях в первом чтении был принят законопроект о «социальном патронате», который справедливо вызвал шквал негодований и критики. Если посмотреть отстраненно, то «перегибы» в детско-семейной сфере являются прямым следствием происходящего в стране. «Откаты», «мигалки», «закон о нулевом промилле», «закон о банкротстве», «закон об иностранных агентах», попытки вернуться к советской репрессивной системе работы с наркоманами и алкоголиками, беспредел и безнаказанность милиционеров и, конечно же, беспредел «органов опеки» - все это вполне соответствует известному всем определению государства как «аппарата насилия меньшинства над большинством». И все это наше доморощенное, все это не имеет никакого отношения ни к «Западу» ни к внешним врагам.
Однако, вопреки здравому смыслу, в СМИ и общественном сознании беспредел «органов опеки» и новые законы в области детей и семьи не имеют отношения к общей ситуации в стране, а воспринимаются как «продавленная» извне система уничтожения русского народа и православия под названием «ювенальная юстиция».
Не знаю, осознанно или случайно, но очень «в тему» пришлись «наработки» и опыт православных критиков «ювенальной юстиции». В итоге, энергия и инициативы граждан переключились с оценки действий и мотивов власть имущих, с профессиональной оценки происходящего на эмоциональные дискуссии о вреде «ювенальной юстиции», о вредоносности «Запада», а также на борьбу со сторонниками «ювенальной юстиции». Тема перестала быть конструктивной и дискуссионной, она превратилась в пар. Это видно хотя бы из сравнения поведения активной части общества в отношении двух законопроектов – об «иностранных агентах» и о «социальном патронате». Сообщество некоммерческих организаций достаточно быстро изучило законопроект «об агентах», провело внутренние консультации и переговоры, подключило юристов и выступило единым фронтом с предметной и ясной критикой законопроекта. Были задействованы и интернет-технологии, и СМИ. Ничего даже близкого к такому поведению, единодушию, согласованности действий в среде критиков «ювенальной юстиции» до сих пор не наблюдается. Кстати, любопытная деталь - подавляющее большинство православных сторонников закона об «иностранных агентах», высказавшихся публично - это самые рьяные противники «ювенальной юстиции».
Как победить «ювенальную юстицию»?
Чтобы победить «ювенальную юстицию» как то плохое и разрушительное, что появилось в общественной жизни, необходимо перестать бороться с «ювенальной юстицией» как мифом-страшилкой. Из русла демагогического и популистского необходимо вновь вернуться в русло правовое и профессиональное. Борьба с ветряными мельницами никому не приносила и не принесет пользы. В контексте сказанного выше, думаю, ясно, что бороться необходимо с конкретными «злодеяниями» в адрес граждан и прекратить искать причины наших проблем за рубежом.
Вероятно ситуация будет такой, что не только закон «о социальном патронате», но и многие другие законы в области семейной жизни будет приняты. Очевидно, не все они будут благими. Я уверен, что «произвол чиновников» будет набирать обороты, и при этом воспринимаю происходящее как вызов обществу, как вопрос: сможет ли какая-то активная часть общества объединиться ради себя и других? Ну, происходит же это по другим поводам. К примеру, вопреки существующему законодательству некоторые фонды смогли помочь больным, нуждающимся в очень редких, порой незаконных лекарствах. Более того, в некоторой степени удалось даже изменить законодательство о лекарственных средствах. Многие благотворительные организации в интересах своих подопечных научились очень серьезно взаимодействовать с чиновниками, с бизнесом, с политиками. Это порой невероятно трудно, но возможно. Объединились и некоторые водители, создав общество «синих ведерок», сегодня они помогают не только себе, но и всем, кто попал в беду. Я думаю, что если вдруг многие семьи и дети окажутся вне закона, то появятся (и уже появляются) новые специфические НКО, которые будут деятельно защищать права родителей и детей, искать средства не только на лекарства, но и на адвокатов, и на улучшение жилищных условий.
Могут активно подключиться и православные христиане. Самое важное, что они могут сделать – это отказаться от идеи противостояния «ювенальной юстиции» и все силы отдать евангельской заповеди помощи ближним. Лучшим воплощением этого могут стать организованные прихожанами храмов консультации юристов, психологов и иных специалистов. Православные общины вполне могут брать (и берут) под свой покров детей и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Священники уже сегодня могут войти в комиссии по делам несовершеннолетних и на деле проявить свою заботу о детях. Правда, у меня есть печальные опасения, что этого не будет. Говорить проще, чем делать.
![]() |
|
| Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |

Финские власти вернули россиянке Завгородней её детей
Французский прокурор требует три года условно для россиянки Беленькой
Финские соцслужбы запрещают дочке россиянки Завгородней посещать русскую школу
Президент выступил на съезде «антиювенальной» организации Кургиняна
Путин увидел социальные риски в ювенальной юстиции