У Макаревича не раз была возможность сказать обо всех безобразиях в стране лично и Путину (Андрей Вадимович был на встрече ВВП с творческой интеллигенцией, где Юрий Шевчук попытался примерно то же самое донести до президента, как говорится, face to face), и Медведеву, когда тот в качестве главы государства встречался с музыкантами в заведении «Ритм-энд-блюз кафе», которым Макаревич владеет на паях с В. Меладзе и С. Наминым. Плюс ко всему, лидер «Машины Времени» уже отправлял послание президенту (тогда ещё Медведеву), подписанное и другими его коллегами (Гребенщиковым, Шахриным и т.д.). В нем рокеры просили честного и справедливого суда над Михаилом Ходорковским. Результат известен: Ходорковскому впаяли гигантский срок. По большому счету никакого резонанса все эти рокерские обращения не имеют. Музыканты давно перестали быть совестью нации, во всяком случае, Макаревич на этот титул никак не тянет. И народ эти письма совсем не будоражат. Да и власти на них начихать. Она (власть) обращает внимание на наших массовиков-затейников лишь перед выборами, когда позарез нужны «доверенные лица». Так чего, собственно, сотрясать воздух? «Будучи музыкантом, я постоянно езжу по стране и встречаюсь с самыми разными людьми», - пишет Макаревич, будто ездить по стране и встречаться «с совершенно разными людьми» он стал совершенно недавно, а до этого бывал лишь в столичном бильярдном клубе «Кино», где встречался только с Валерием Сюткиным, Николаем Расторгуевым и Леонидом Ярмольником.
К тому же самая большая коррупция, очевидно же, в Москве. И выезжать никуда не надо, чтобы почувствовать это. Тотальная коррупция, откаты и «басманное правосудие» - темы не новые, об этом не написал только ленивый. Хочется скаламбурить, что теперь вот написал и «ленивый». Впрочем, коллега Андрея Вадимовича по цеху Борис Гребенщиков тоже часто ездит по стране. Может, он ездит не по тем городам и не по тем дорогам и встречается с другими людьми, но всякий раз, когда я его спрашиваю о ситуации в стране, БГ заявляет, что вся эта оппозиционная движуха – тема сугубо московская. С его слов, на местах (не в Москве и не в Питере) народ всем доволен, счастлив, богатеет, поет осанну Сыну Неба (так назвал Путина в беседе со мной БГ) и вообще, не думает о политике. На одной из пресс-конференций в Сибири Гребенщиков удивился тому, что его совершенно не спрашивают о политике, и сам спросил журналистов, почему никто не интересуется его мнением на этот счет.
«То, о чём я хочу Вам рассказать, Вам, наверняка, в принципе, известно, но, подозреваю, что Вы не представляете себе масштабов бедствия», - ещё один пассаж Макаревича, вызвавший у меня улыбку. Представляю, как, прочтя эту строчку, «добрый царь» стремглав садится в эмчеэсовский самолёт и лично летит «на места» исправлять ситуацию. «Вам, конечно, хорошо знакомо слово «откат», - утверждает Макаревич. Уж не намекает ли он на то, что Путин сам берет откаты? Ух, с огнём играете, Андрей Вадимович. И далее музыкант продолжает сыпать статистикой (интересно, не ВЦИОМ ли ему это подсказал?): «Ещё 5-6 лет назад средний откат по стране составлял 30%. Плакали, но платили. Сегодня это 70%. Мне достоверно известен случай, когда откат составил 95%». Это какой же должен быть сверхприбыльный бизнес, чтобы платить такие откаты? Уж не с наркобаронами ли Андрей Вадимович где-то случайно пересёкся или, прости Господи, торговцами оружием? Не стал ли их лоббистом?
«Об этом сегодня знает вся страна, - режет правду-матку музыкант. - Знает и молчит, так как одна часть населения с этих откатов и кормится, а другая (значительно большая) боится потерять и оставшиеся тридцать. Я знаю, что вы скажете – пусть обращаются в суд. Они не пойдут в суд, Владимир Владимирович. Потому, что наш суд сегодня – либо машина для наказания неугодных, либо аппарат по приёму денег от истцов». А вот этот пассаж, Андрей Вадимович, уже тянет на статью о клевете, вновь недавно введённую в Административный кодекс. Даже ещё до её введения музыкальный критик Артемий Троицкий чуть не схлопотал реальный срок. А ведь всего-то делов, критически, как и подобает критику, взглянул на личность музыканта Вадима Самойлова, назвав его «дрессированным пуделем Суркова».
«Если ситуация в ближайшее время кардинально не изменится – дело пахнет тотальной катастрофой, - завершает своё послание (исключительной смелости и дерзости) президенту музыкант. - Я пишу это письмо Вам, потому что какие-либо серьёзные изменения в нашей жизни происходят сегодня исключительно по Вашему решению, Вашему слову, Вашему взгляду. Я не верю, что Вам настолько наплевать на страну, которая выбрала Вас Президентом». А вот здесь Макаревич противоречит сам себе же. В своей свежей авторской колонке на портале «Сноб.ру» Андрей Вадимович собственноручно написал о том, что имидж у нашей страны так себе и нас никто в мире не любит. И в финале добавил: «И ещё мне кажется, что наш президент этим совершенно не озабочен. По-моему, ему наплевать и на то, как мы к нему относимся». Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне кажется, что кесарю - кесарево, слесарю - слесарево. Музыканты должны писать не письма, а песни. А, может, письма рождаются тогда, когда песни не пишутся?
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |