Страсти и страдания
«АиФ»: - Владимир Романович, идёт Страстная седмица. Как её правильно провести? В молитвах?
В.Л.: - Вообще пост - особое время, а Страстная седмица - особое время особого времени. Это последние дни земной жизни Иисуса Христа, тот период, когда он проходил через страдания (славянское слово «страсти» именно это обозначает). Конечно, христианин, для которого Христос является идеалом и, говоря светским языком, примером для подражания, должен попытаться прожить эту неделю вместе со Христом. Безусловно, христианин призван всегда быть с Богом, но ведь не получается. А тут Церковь, богослужения дают нам максимальную возможность обрести такой опыт. Поэтому молитва, конечно, в эти дни - на первом месте. Но важно, чтобы и вовне, для тех, кто рядом, верующий человек был примером евангельского отношения к людям, то есть нёс добро, любовь и сострадание.
«АиФ»: - Нет ли в самоуничижении христиан, постоянном признании греховности некоего мазохизма?
В.Л.: - Нет никакого самоуничижения христиан. Есть понимание реальности человеческой природы, в христианском понимании - природы падшей. Апостол Павел поразительно правильно говорит об этом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Кто из нас, серьёзно относящихся к своей жизни, не согласится с апостолом Павлом? Кто не испытывал подобных чувств? Если не врать себе, конечно… И честно относиться не только к своим поступкам, но и к своим словам и даже к мыслям.
А Евангелие как раз таки не про то, что человек плохой, а про то, что человек может стать лучше, каким бы он ни был. Точно так же, как всё христианство - не про то, каким человек был и какой он есть. Всё христианство о том, каким человек может стать. В этом и заключается благая весть (именно так переводится греческое слово «евангелие» на русский язык). Благая весть о спасении - то есть о том, что человек может быть другим. Что он способен уподобиться Христу. Что он может силой Божьей воли стать источником любви, добра для тех, кто его окружает. Но чтобы стать кем-то, нужно вначале понять, что ты сейчас не такой. Осознание своей греховности, необходимость покаяния - это лишь средство на пути к цели, но без этого средства невозможно достичь цели. Если заплывший жиром человек считает, что он, как чемпион мира, может прыгнуть с шестом на шесть метров, - то очевидно, что он этого никогда не сделает. Вернее, он не достигнет спортивных результатов, пока не осознает своё нынешнее состояние и не начнёт над собой работать. Спорт - это про то, что человек может стать чемпионом. Точно так же и христианство не про то, что человек грешен, а про то, что он может спастись.
Прощение - не поощрение
«АиФ»: - Пост обходится дороже, чем обычное питание. Считается, что пост во времена Христа был ради того, чтобы «сэкономить» и отдать милостыню. А сейчас?
В.Л.: - Версия о том, что пост был для того, чтобы сэкономить, очень интересная, но вряд ли она связана с внутренним смыслом и содержанием поста. Пост - это в первую очередь время, когда человек внимателен к себе, к своим поступкам, словам и даже мыслям. Пища - это средство важное, но не основное и не является целью. Если человек в скоромный период ест мясо, а в постный переходит на омаров и лангустов, то, конечно, пост ему будет обходиться дороже. А если на картошку с хлебом и на каши, то, как мне кажется, даже и дешевле.
«АиФ»: - Нельзя простить участниц «Pussy Riot», даже если они не покаются, по случаю Пасхи?
В.Л.: - Если «простить» означает «отпустить и не наказывать», то вопрос не к Церкви. Не Церковь задержала участниц кощунственной акции, не Церковь содержит их в СИЗО и не Церковь будет выносить им приговор. Церковь уже высказалась. На днях вышло обращение Высшего церковного совета РПЦ, в котором говорится: «В дни Великого поста мы обращаем ко всем, кто нас слышит, призыв к покаянию и изменению жизни. Именно покаяние открывает двери прощения. Господь и Церковь готовы с радостью принять любого кающегося грешника». И ещё принципиальный момент: в христианском понимании «прощение» никогда не означает поощрения на будущий грех. «Прощая и разрешая» грехи человека на исповеди, священник никогда не скажет: «Продолжай дальше». Он исходит из евангельского: иди и больше не греши.
«АиФ»: - Чем пасхальная радость отличается от обычной?
В.Л.: - Пасхальная радость - это не просто то, что делает нашу жизнь легче. Она показывает: радость и счастье на самом деле есть, и они подлинны, а всё остальное (проблемы, обиды, душевная пустота) - ненастоящее и обязательно пройдёт. Не скажу, что человек, переживший пасхальную радость, уже никогда не поддастся унынию. Но ощущение Пасхи, хоть раз пережитой, способно стать якорем, твёрдой опорой, безусловным уверением, что за тьмой непременно последует свет.