Великий пост занял в традиции и сознании православных столь серьёзное место, что порой кажется, и говорить не о чём. То, что происходит вокруг — экономика, политика, ЖКХ, цены, протесты, мигранты, образование, соседние государства, даже возможная война — суета сует. Я уже много лет вижу, что Великий пост входит в жизнь православных, как самостоятельная жизненная струя, нерастворимая в общем потоке.
Это всё равно, что в реку вливается масло, которое, увлекаемое течением, несётся на поверхности. Само масло прекрасно, оно может иметь янтарный прозрачный цвет, изумительно благоухать, нести в себе множество полезных и важных элементов. Но рядом вода остаётся собой. Она может быть загрязнена, непрозрачна, иметь неприятный запах, в ней продолжает плавать мусор.
Формально, Великий поcт — это 48-дневное воздержание от мяса и молока и, желательно, даже от рыбы. По средам и пятницам некоторые ограничивают себя ещё в чём-то, к примеру в растительном масле. Послабление позволяется на Благовещение и на Вербное. Пост — это частое посещение богослужений в храме, которые, кстати, более продолжительны. Общий настрой покаянный, поэтому надо помнить о своих грехах. Желательно в течение поста подготовиться, исповедаться и причаститься.
Великий пост даже в своей формальности воспринимается как время духовное. Но надо признать, что акцент этой духовности во многом сместился в гастрономическую область. Постное время в среде православных — время помышлений и разговоров о еде, которые, если не вытесняют, то вполне конкурируют со всеми прочими темами вместе взятыми. Ярчайшую актуальность обретают вопросы: можно ли есть креветки или, скажем, печенье, в состав которого входит 1 % сухого молока?
И вот мне представляется, хоть это и нетрадиционно, что на самом деле важный вопрос Великого поста отнюдь не в том, как и что соблюсти, а в том, какими нас хочет встретить Христос в день Своего Воскресения? В чём должно проявиться и воплотиться моё христианство? Вероятно, сегодня следует внимательней подойти к тому, что можно было бы назвать личной жизнью, служением ближним и христианским единством.
Личная жизнь
Я думаю, что так называемая духовная жизнь и Великий пост способны увлечь и сами стать идолами, которым в жертву приносится та самая личная жизнь: живые настоящие отношения, время, силы, здоровье, эмоции, внимание, забота, терпение, своя мера, свой потенциал и т. д. Есть вера, что Великий пост — панацея от бед, лишь бы он был правильно соблюдён. Поэтому жизненные проблемы, кризисы, ошибки и неудачи воспринимаются, в том числе, как результат недостаточных духовных усилий и трудов. В итоге православные христиане тратят силы и время и эмоции на самокопание и исследование других, лишь бы понять, что они делают не так? Что они делают недостаточно? Что делает не так кто-то рядом?
Я думаю, что порой христианам полезно почувствовать инструментальное и вторичное значение Великого поста. Не декларировать, а именно почувствовать. Христиане имеют веру не в «пост» или «духовность», а во Христа! У христиан есть семьи, дети, родители, родные, дом, работа — та самая личная жизнь, та самая мутноватая, но настоящая река. Всему этому нужно и время, и силы. И первая задача и обязанность взрослого христианина — явить себя не как постника, а как сына (дочь), мужа (жену), отца (мать), сотрудника на работе и т. д. Прежде всего, нужно принять реальность реальностью и стараться жить по совести.
Великий пост займёт своё место, если вместо самокопания и увлечения гастрономией, не заглядывая назад, встать и сказать: «Стоп, а что происходит сейчас? Кто мы здесь и сейчас? Что мне и нам надо? Что я и мы хотим? Кем мы стали? Кто нас окружает? За кого мы в ответе? Кто без нас не может? Что мы можем сегодня? Какие у нас отношения?». Можно и нужно просто войти в «здесь и сейчас» и постараться понять и принять происходящее и увидеть, что делать дальше, как себя вести, что строить и для чего? И всё это не ради Великого поста или духовности, а ради Христа, ради родных, детей, мужа (жены), ради работы, коллег и т. д. И тогда пост станет тем самым инструментом, что способен принести пользу в личной жизни христианина.
Служение ближним
Среди православных социальная тема не очень популярна, она явно проигрывает духовным вопросам. Известны даже упрёки, что, мол, вместо духовного подвига люди откупаются своими пожертвованиями и добрыми делами. Сами же при этом не делают того, что предписано церковной дисциплиной, а то и грешат.
Помните слова апостола Павла? «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Тоже следует сказать и о помощи ближним. Рядом с нами есть люди, которым плохо, больно, одиноко, они ждут помощи, они ждут внимания и заботы. Эти люди — настоящие! И совершенно понятно, что не каждый имеет время и силы помогать таковым. Но деньги давно стали эквивалентом почти всего. В данном случае, помощь деньгами — это очень много. И наше время, благодаря благотворительным фондам, даёт уверенность, что деньги будут потрачены по делу и помощь будет оказана.
Опять же, пусть это и примитивно, и, кажется, не очень духовно, но если у человека есть деньги, которые он готов отдать ради помощи ближним, то это очень важно в пост. Это по-евангельски, это тоже своего рода подготовка к Пасхе. Я вполне могу представить такую молитву: Господи, я не смог помочь кому-то сам, но я постарался помочь ему своими заработанными деньгами, на которые купили лекарства или наняли врача и т. д.
О единстве
Заповедь о единстве и мире среди учеников Христа — одна из основополагающих. Вот она: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». А вот слова молитвы Иисуса Христа, произнесённые незадолго до ареста, мучений и смерти: «Да будут всё едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня». Трудно себе представить, что в таком контексте имеют хоть какое-то значение гастрономические вопросы или количество прочитанных (прослушанных) молитв. Христос ждёт от учеников взаимной любви и единства, а не разрозненной самоуверенности в исполненных правилах.
Мне лично трудно представить христианина, стоящего в пасхальную ночь перед Христом Воскресшим с внутренней позицией: «Господи, я не ел мяса и молока, старался не ссориться с родными, читал молитвы и бывал в храме. А ещё я знать не хочу тех, кто не согласен со мной по Украине». Я совершенно уверен, что Бог именно на этот Великий пост дал задание христианам бывшего СССР. Он как бы говорит: «Вы научились соблюдать формальности? Это хорошо. Но это детский сад. Покажите, что вы научились верить Мне и доверять Мне и через это явить любовь и единство между собой».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции