Пылкий пенсионер Это уже не тот безотказный электорат, обеспечивавший гарантированные проценты Зюганову и победы Лужкову в Москве. Нынешний пенсионер тоже активен и политически подкован, но более поляризован в симпатиях по шкале «власть—оппозиция». Объединяет их, как ни странно, неравнодушное отношение к радио «Эхо Москвы», но если одни проклинают его ведущих за «жидомасонские происки» и «мировую закулису», то другие стенают про попрание демократии и 1937 год. Первые голосуют за власть, вторые ввиду отсутствия в списках Явлинского исполнят свой гражданский долг, проголосовав за Прохорова.
Чадолюбивая пенсионерка Как правило, это почти интеллигентная бабка (типа бывшая училка химии), норовящая социализировать непутевого внучка, для чего тащит его на избирательный участок и, умиляясь до запотевания очков, заставляет отпрыска опустить ее бюллетень в урну. После избирательного участка бабка с товарками пьет чай на кухне, а внучек-разгильдяй жует обещанные конфеты и подумывает на следующий год выклянчить пиво.
Оппозиционер Голосует против любой власти, причем все равно за кого. С обостренным правосознанием и чувством собственного достоинства, отчего во всем усматривает подвох, заговор, вынашивает планы вывести всех на чистую воду и непременно отомстить, «когда наши придут». На участке быстро и походя голосует, чтобы перейти к более важному и азартному занятию — поиску нарушений, вбросов, каруселей, фальсификаций. Аккредитованных наблюдателей, занимающихся ровно тем же, не любит, ибо усматривает в них конкурентов.
Отец-командир Директор, хозяин компании, командир воинского подразделения, «слуга царю, отец солдатам». Докопается до каждого, проест плешь, задолбает увещеваниями и угрозами, проявит чудеса занудства, но добьется-таки 95-процентной явки и голосования «как надо». Для надежности сам будет стоять у входа на участок и фиксировать в блокноте, переживая, что не может лично проставить галочки в бюллетенях своих подчиненных. По итогам кампании всем выпишет премию.
Спецконтингент Это те, кому надо доставить урну прямо под нос: оленеводы, рыболовы, космонавты, альпинисты, полярники, подводники, пациенты больниц. В Игарку, Дудинку, Индигирку, Подкаменную Тунгуску. Однако в чум, ярангу, на капитанский мостик, под капельницу. Вертолетом на корабль, кораблем на стойбище, с парашютом на льдину, на МКС на «Прогрессе». Самые любимые избиратели у халтурщиков телевизионщиков.
Молодой неофит На выборы пришел впервые, стесняется. Долго ищет свою фамилию в списках и не находит, всем тычет свеженький паспорт с датой рождения. Невольно добивается участия и сочувствия сотрудников участка, быстро выясняющих, что паренек (девчушка) перепутал улицу и школу. Со второй попытки проголосовать все же удается, но полученный опыт восторга не вызывает.
Политик Приходит не голосовать, а попасть на глаза СМИ, для чего тащит с собой супругу и детей. При галстуке, потеет. Найдя СМИ, таращится в объективы, глупо ухмыляется и норовит сказать пошлость на политическую тему. Задерживает бюллетень над урной даже несмотря на то, что его никто не снимает. Жмет руки всем, кому удается втиснуть потную ладонь.
Материал из издания «Не дай Бог!» №3, 29 февраля - 6 марта 2012