Примерное время чтения: 3 минуты
208

Сергей Михеев: Регресс

Киргизия. Фото Юрия Снегирева

 До 2005 года Киргизия — вполне патриархальное государство во главе с интеллигентнейшим и тишайшим Акаевым. Все вроде чинно-мирно на протяжении полутора десятков лет — с поправками на восточный колорит, правящий клан и все, что этому сопутствует.

Скоротечная революция тюльпанов перечеркивает видимую патриархальность, заявляет, что страна устремляется в будущее, но тут проливается кровь… Дальнейшее не раз описано — и на этих страницах тоже.

Вспомнить недавнюю историю полезно, но важнее понять другое: каков итог революции? Получила ли Киргизия принципиально иной политический строй, который двинул ее в даль светлую? Ничего подобного — произошла банальная смена правящих кланов. Практически то же самое было и на Украине, и в Грузии — никакой смены социальной парадигмы. Просто в Киргизии это выразилось наиболее выпукло и цинично. Вожди революции изначально понимали, что нужно развести людей, сесть на бабки и дальше спокойно рулить в прежнем направлении. Так оно и вышло.

В 2005-м народ был обманут, система cамовоспроизвелась, причем в худшем виде — из бутылки выпустили джинна уличных беспорядков. В Киргизии им даже придумали специальное название: «День мародера» — и в 2005 году, и в 2010-м все «революционные события» сопровождались массовыми погромами и грабежами.

Появилась целая страта людей, которая стала профессионально зарабатывать деньги на «народных волнениях». А спрос на них был и привлекал технологической легкостью исполнения: проплатил митинг, вывел на площадь 3000–5000 человек, дал им в руки палки и решил свои проблемы.

Скажем, кто-то из глав районов лишился должности. Под лозунгом борьбы с коррупцией весь его клан выходит и перекрывает трассу, которая идет, допустим, с юга на север. Подобное стало обычным делом для Киргизии, протест превратился в инструмент, которым можно было открутить или затянуть любые политические гайки.

Условно говоря, если раньше было понятно, что власть ворует, но может надавать любому по шапке, то теперь и президент — не начальник. Фактически про­изошел возврат к феодальной архаике, а общество было отброшено лет на 200–300 назад.

Материал из издания «Не дай Бог!» №2, 22-28 февраля 2012

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (22)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах