7 февраля 14-летние Лиза Пецыля и Настя Королёва шагнули с крыши 16-этажного дома в подмосковной Лобне. 8 февраля их ровесник Саша Филипьев выбросился из окна своей квартиры на 17-м этаже в Москве. 9 февраля в Якутске повесился 13-летний Айсхан Слепцов. Так же ушли из жизни 12-летний Рафаэль Ахундов из Красноярска и 13-летний паренёк из с. Тамбовка Амурской обл. 11 февраля с 24-го этажа в Москве выбросилась 15-летняя Диана Сивакова. Почему эти дети решили добровольно уйти из жизни? Девочки 2 недели прогуливали школу и таким образом якобы решили избежать разборок с родителями. У двоих мальчиков родители незадолго до трагедии развелись. Третьему, замкнутому и неразговорчивому, семья запретила из-за плохих оценок общаться в социальных сетях.
Это звучит чудовищно жестоко по отношению к семьям погибших детей, но вина взрослых в произошедшем есть. И это может случиться в любой другой семье.
Что делать всем остальным родителям, что нужно им знать о своих детях, чтобы избежать непоправимого? С этим вопросом «АиФ» обратился к Елене ВРОНО, детскому психиатру, специалисту по подростковым суицидам:
- Психика подростка наделена такими свойствами, как импульсивность, склонность к пониженному настроению, неустойчивая самооценка и т. д. Все они предрасполагают к самоубийству. Любой подросток - двоечник, отличник, покладистый, конфликтный - входит в группу риска. Любой из нас, взрослых, обязательно вспомнит, что в детстве помышлял о том, как его не будет, а все его обидчики будут рыдать и увидят, как они были неправы, - нет такого человека, который бы об этом когда-нибудь не мечтал. Меня всегда спрашивают, что делать, чтобы ребёнок не совершил суицидальную попытку. Я знаю, что НЕ делать. Подросткам свойственно очень резко менять своё мироощущение и эмоциональное состояние. Только что он орал на вас как безумный, ругался, и вот на какое-то ваше слово - тоже агрессивное, обидное - он говорит, что что-нибудь с собой сделает. В ту же секунду нужно перепугаться до смерти и поверить ему абсолютно. Любой ценой спустить эту острую ситуацию на тормозах. Это не значит, что не нужно вернуться к этому разговору. Но, если ребёнок высказывает суицидальную угрозу в пылу ссоры, вы обязаны эту ссору остановить. Потому что этот импульс - это то, чему подросток, как правило, подчиняется. И даже если такая ситуация станет привычной и ребёнок будет вас шантажировать самоубийством, лучше поддаться на шантаж, чем рыдать на похоронах.
А вот как сделать, чтобы у нас с детьми не случалось острых стычек, я не знаю. Конечно, есть вещи, на которые мы влиять не можем. Но, например, если у подростка возникают проблемы в школе, мы редко готовы безоглядно взять сторону своего ребёнка. А зря, даже если он 10 раз неправ. У него не должно возникнуть ощущения, что он абсолютно всеми покинут.
Конечно, это проблемы и семьи, и общества, и государства. Дети во многом предоставлены самим себе, и разобщённость нарастает. А уж подростки вообще склонны чувствовать себя одинокими. Но ребёнок должен быть интегрирован в жизнь семьи. Для этого необязательно матери сидеть дома, достаточно испытывать интерес к тому, что составляет содержание жизни твоего ребёнка.
Надо ли говорить с ребёнком о случаях суицида? Это неправильно. Потому что это очень заразно. Поэтому телевидению и газетам нужно аккуратно рассказывать о таких историях. Когда об этом много пишут, то такой поступок как бы романтизируется. Если уж говорить на эту тему, то установка должна быть на полное неприятие такого поступка. Можно сказать: «Как жалко, что эти дети пропустят столько интересного в жизни! Мир со всеми его удовольствиями, со всем интересным, что в нём есть, останется, а их не будет».