aif.ru counter
4713

Юрий Белановский: Можно ли работать в субботу и воскресенье?

На днях информационные агентства с удивлением процитировали слова Святейшего Патриарха Кирилла о субботе, как «дне покоя»: «У людей...

Фото: РИА «Новости».

Действительно, для устоявшейся народной традиции ближе понимание иных «праздных», «нерабочих» дней — православных праздников, как великих, относящихся к Господу Иисусу Христу или Богородице, так и малых, относящихся к святым, будь то Святитель Николай Мирликийский или Архангел Михаил. Российский народ, хоть и воспринимает субботу издавна как первый из двух положенных по закону выходных, при этом мало задумывается над историей и смыслом субботы. Постараюсь пояснить, откуда у нас два нерабочих дня в конце недели.

О субботе

Самое начало Библии подробно говорит нам о творении Богом всего мира. Рассказ этот представляет дела Божьи в хронологическом порядке по «дням» от первого до шестого. К примеру, в четвертый «день» появились светила «на тверди небесной», в шестой — животные и человек. В завершении повествования о творении сказано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». А далее Библия говорит о дне седьмом: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Современному человеку трудно понять исторический смысл и значение этого повествования. Некая присущая древнему израильскому народу напряженность, отстаивание религиозной самоидентичности, стремление остаться собой среди множества сильных языческих народов непонятно мировоззрению и опыту большинства современных людей. Однако именно эти мотивы преследуют библейские авторы, открывая правду о Боге, возвещая волю Его. Бог Израиля — Единый и Истинный — Творец, давший жизнь мирозданию. Но Он не промежуточный «рабочий божок», а Тот, Кто почил от всех дел Своих, Кто имеет право на покой, на своего рода молчание. Есть мнение, что для архаичного сознания именно эта особенность Бога говорила о Его главенстве и превосходстве над иными богами.

В этом контексте полемичности с другими древними религиями вполне понятна заповедь о субботе. Всем известно, что есть десять библейских заповедей (Исх.20:2-17), но не все знают, о чем они и как появились. Желающих узнать отошлю к поисковым системам в интернет. Тут лишь упомяну, пророк Моисей провозглашает заповеди в годы скитания израильского народа по пустыне, в годы формирования в Израиле своего собственного образа жизни после долгого египетского пленения. Четвертая заповедь Божья говорит именно о субботе: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Более того «шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31: 12-18).

Понятно, что суббота дается израильскому народу как ясный зримый знак Завета с Богом, как знак отличия Израиля от остальных народов. Но есть и нечто еще. Известный богослов протодьякон Андрей Кураев напоминает, что в период Исхода евреи не имели своей земли, более того, они кочевали. Вместо священного пространства или места, каковые были тогда у всех языческих народов, Бог дает Израилю священное время, священный день, посвященный Богу. Человеческая жизнь нуждается в ясно очерченных «святынях», в чередовании священного и мирского, поэтому суббота — это своего рода храм Израиля не только до прихода в Иерусалим, но и в последствии в эпохи пленений.

Ко времени жизни Иисуса Христа суббота как день покоя была глубочайшим образом, вплоть до мельчайших предписаний, вплетена в жизнь израильского народа. Для нас важно, что Господь Иисус Христос не отменяет заповедь Божью, Он лишь ясно расставляет приоритеты.

Евангелисты донесли до нас несколько свидетельств. Вот одно из них. Иисус пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой. За Иисусом следили, не станет ли Он лечить его в субботу, чтобы потом обвинить. Иисус говорит человеку, у которого была сухая рука: «Стань посредине», — а их спрашивает: «Что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?» Они молчали. Иисус гневно оглядел их, сокрушаясь о том, как они слепы, и сказал человеку: «Протяни руку». Тот протянул — и рука стала здоровой.

В другой раз, обращаясь к обвинявшим Его в нарушении субботы, Иисус сказал известные всем слова: «Если бы вы знали, что значит: „Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений“, вы бы не стали осуждать неповинных. Суббота создана для человека, а не человек для субботы. Поэтому Сын человеческий — господин и над субботой».

Как появилось воскресенье?

Евангелисты много говорят о распятии, смерти воскресении Иисуса Христа. Распятие произошло в пятницу. Суббота — день смерти Иисуса, день Его покоя. Напомню, что для израильтян суббота — седьмой, последний день недели. Воскрес Господь, как сказано в Евангелиях, «когда минула суббота», «на рассвете следующего дня», в «первый день недели».

Христиане не имеют ясного предписания в Священном Писании праздновать именно день воскресения Иисуса, день следующий за субботой. Они имеют заповедь в память о Господе Иисусе собираться, молиться, «преломлять хлеб», то есть причащаться Тела и Крови Христа. Но совершенно понятно, что традиция собираться именно в «день Господень», то есть после субботы, сложилась достаточно быстро и была распространена уже к середине второго века. Первый день недели стал днем воспоминания воскресения Христова и днем совершения Евхаристии. К примеру, известный христианский апологет и мученика Иустин Философ (+165) оставил такое свидетельство: «В так называемый день Солнца бывает у нас собрание в одно место всех. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес от мертвых».

Уже в третьем веке участие в воскресном собрании и причащение стало одной из главных обязанностей христианина, отказ от которой порицался. Более весомое значение воскресного дня по отношению к субботе, во многом даже затмившего «день покоя», сформировалось ко времени правления первого римского императора-христианина Константина Великого (+337), который провозгласил «день Солнца» днем отдыха в Римской империи для судей, горожан и ремесленников и обязал солдат-христиан участвовать в воскресном богослужении.

Исследователи полагают, что кроме самого факта воскресения Иисуса «в день после субботы» возвышению воскресенья послужили несколько моментов. С одной стороны, первые христиане находились в достаточно жесткой полемике с «иудеями» — приверженцами «ветхого закона», отвергающими Христа Спасителя. В этом контексте вполне понятно прохладное отношение к обрядовой стороне субботнего дня. Правда, справедливости ради, надо заметить, что христиане иерусалимской общины чтили «закон» и, как мы помним, ради их ревностного отношения апостол Павел при посещении Иерусалима исполнял обрядовые предписания и даже обрезал своего ученика Тимофея.

С другой стороны, во второй половине первого века Рим вел достаточно жесткую войну с иудеями, результатом которой стало сначала разрушение Иерусалима, а в последствии и изгнание иудеев. Существовал даже запрет на иудейскую религию по всей империи, особенно преследовалось соблюдение субботы. Но это же время — период наиболее активной проповеди апостолов-учеников Христа, период возникновения и взросления первых христианских общин по всей Римской империи. Христиане, прежде всего христиане из язычников, то есть этнические не-евреи появились фактически во всех крупных городах. Вполне понятно некоторое «отмежевание» христиан от иудеев, которое привело к более яркому в обрядовом смысле празднованию «дня Господня», чем субботы.

И третье обстоятельство, пусть и косвенно повлиявшее, состояло в том, что «день после субботы» у римлян, поклонявшихся среди прочего и Солнцу, именовался соответственно «День Солнца» (отс. англ. Sunday). Совпадение с ним воскресного дня для древних христиан имело радостный оттенок. Библейское пророчество именует Христа Солнцем Правды: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2).

Как сегодня относятся воскресенье и суббота

Сегодня в Православной Церкви воскресенье — день Господень, день, когда вспоминается воскресение Господа Иисуса Христа, когда служится Литургия, и верующие причащаются Тела и Крови Христа. Традиционно в этот день отлагаются всякие житейские заботы ради участия в воскресном богослужении. Церковные правила порицают христиан, не присутствовавших на Евхаристии и, следовательно, не причащавшихся Тела и Крови Христовых более чем три воскресенья подряд. Важно понимать, что труд или житейские заботы сами по себе не осуждаются.

Воскресение для христиан — это день радости и поэтому несовместим с постом или трауром, в частности запрещено коленопреклонение. Частичное воздержание от тех или иных видов пищи допускается. Пост же, как полный отказ от еды и питья в воскресный день исключен. Главный признак воскресной радости и отсутствия поста — это обязательное совершение Евхаристии. Запрет траура в воскресенье, в частности, влечет за собой запрет совершать в этот день поминальные богослужения без крайней необходимости:

Суббота в православной традиции, как и полагается, имеет особый статус. Отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может. Никто не может и перенести значение и смысл субботы на воскресенье. Если внимательно отнестись и к православному богослужению, и к богословию, то со всей очевидностью станет понятно, что суббота — праздничный день. Христиане лишь не соблюдают некоторые обрядовые предписания, связанные с субботой, в частности не соблюдается со всей строгостью субботний покой. При этом суббота равночестна с воскресеньем и пост в субботу так же запрещен церковными правилами. Для православных христиан празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы.

В заключение следует ответить на вопрос, кстати сказать, имеющий отношение только к христианам: «Можно ли в субботу и воскресенье работать?». Я уверен, что каждый может решить для себя сам, исходя из приведенных выше слов Господа Иисуса Христа: «Что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?»; «Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений»; «Суббота для человека, а не человек для субботы».

 

 

 
Юрий Белановский, заместитель руководителя

Патриаршего центра духовного развития детей

и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

 

 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (43)
  1. Карабас
    |
    21:53
    28.01.2012
    0
    +
    -
    Бред! При чем здесь массовые ссылки на евреев? Неужели нужно идти сделать обрезание? И какую еще глупость ляпнул наш Патриарх? Мы не евреи - это как бы не отрицается. Хотя кто знает..... ////Евангелисты донесли до нас несколько свидетельств. Вот одно из них. Иисус пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой. За Иисусом следили, не станет ли Он лечить его в субботу, чтобы потом обвинить//// Моя семья и мои друзья не ходят в синагогу. И легенда о том, что за Иисусом следили - какая-то своеобразная. Он же все предвидел!! И грустил из-за этого. Подошел бы к сексотам и сказал - какого ты черта за мной следишь?? Зачем устраивать этот спектакль? Кто из вас.... и т.д. Попробую еще раз перечитать этот бред. Можно сказать, что ваш покорный слуга, как и остальное быдло - не понимают столь простых истин - но действительно какая-то ахинея! Кстати, как быть с древней Грецией и древним Римом? Как быть с теми великими и гениальными творениями, которые были созданы без участия Иисуса и до его рождения??
  2. Однако
    |
    22:14
    28.01.2012
    0
    +
    -
    Белановский опять целую энциклопедию накатал про эти два дня. Неплохо бы было услыхать столь расширенное мнение и о других днях недели? Кстати, в Израиле суббота является единственным выходным днем, а вот у арабов их два - пятница и воскресенье.
  3. сергеич
    |
    22:52
    28.01.2012
    0
    +
    -
    Карабас писал(а): Кстати, как быть с древней Грецией и древним Римом? Как быть с теми великими и гениальными творениями, которые были созданы без участия Иисуса и до его рождения?? --- Вообщето лишь благодаря монастырям Восточной Римской Империи труды античных писателей дошли до нас и не погибли от рук варварских племен язычников. Так что обвинения не имеет под собой никакой базы. А вот почему наши русские националисты так активно отвергают Православную Церковь и все что было нам дано христианской культурой вот здесь действительно мне не понятно логика. То есть можно не верить в языческих греческих богов и тем не менее восхищаться их достижениями, а вот если ты не веришь в Бога по христианскому образу то и их достижения должны обливаться дерьмом. Сразу создается вопрос. Откуда такой двойной стандарт? Не из совковой школьной ли системы растут ноги оного варварства и нетолератности?
  4. Рашит
    |
    23:15
    28.01.2012
    0
    +
    -
    Белановский всегда пишет очень грамотно и толково. Действительно, суббота для человека, а не человек для субботы. Т.е. работать и творить благо никогда не грех. Человеческая жизнь очень многогранна. Поэтому мы всегда что то, пусть и не очень значительное, но нарушаем. Поэтому надо постоянно обращаться к Господу с молитвой, чтобы он простил все грехи, как совершенные осознанно, так и неосознанно. Хотелось бы сказать и том, что и до Моисея Господь постоянно посылал людям пророков с заповедями и увещеваниями. И у каждого народа формировались свои религиозные традиции и обычаи. Хотя, к сожалению, все эти народы скатывались в итоге к язычеству , как те же Древняя Греция и Древний Египет. И очень часто причиной была лень. Кстати, раз уж в статье зашла речь о Моисее и о том , как люди исполняли религиозные обычаи в далекие времена, то, думаю, что здесь будет уместно привести коротенький рассказ Муххамеда (да благославит его Аллах и приветствует). Во время его чудесного вознесения на небо (когда Бог решил показать ему рай и ад) он встретился там с Моисеем и рассказал ему, что вот, мол, Господь сейчас наказал ему и всем мусульманам молиться по 50 раз ! в день. Услышав это Моисей предложил Мухаммеду возвратиться к Господу и просить уменьшить это количество, т.к. люди не смогут выполнить это требование из-за своей лени. В итоге, когда Господь сократил количество обязательных молитв до 5 раз в день, то и тогда еще Моисей (не веря, что люди смогут это делать) предлагал просить уменьшить и это число. Но Мухаммед уже больше не решился просить, т.к. по совету Моисея он уже возврашался и просил снизить несколько раз. Поэтому 5 молитв так и осталось.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как защитить мобильный телефон от мошенников?
  2. Что известно о Федоре Юрчихине, которого исключили из отряда космонавтов?
  3. Что известно о здоровье Анастасии Заворотнюк?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ