Примерное время чтения: 6 минут
334

Путь к Рождеству

Суть его в том, что ради людей и ради их спасения от греха и смерти Бог, оставаясь Богом, сошел с Небес, родился от Девы Марии - стал человеком.

Во все времена люди не переставали удивляться этому чуду. Как может быть, что Тот, Кто сотворил мир, стал крошечным беспомощным младенцем, нуждающимся в заботе и уходе? Как Всесильный и Всемогущий терпит скорби и нужду? Эти и другие вопросы приводили людей к главному: какова же любовь Божия к человеческому роду? Что надлежит сделать людям, как жить, чтобы стать достойными этой любви? Евангелие дает однозначный ответ: Христос призывает своих последователей исполнить его заповеди об отношениях с Богом и людьми. Как минимум, не делать другим того, чего не желаешь себе.

О рождественском посте

Исторически в церкви сложилась традиция подготовки к наиболее значительным праздникам. Так появились Великий, Рождественский и другие длительные посты. Суть в том, чтобы в период перед праздником не обременять себя излишествами в еде и развлечениях, чтобы больше внимания уделить исполнению евангельских заповедей. Первые века христианства посты были краткими и по форме напоминали посты в исламе. Предпраздничную неделю христиане ели только единожды вечером, да и то скромно. Со временем воздержание превратилось в воздержание от некоторых видов пищи, которую назвали скоромной. Это мясо, молочные продукты и яйца. В дни сугубого воздержания это еще и рыбные и морские продукты.

В наши дни Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января включительно. Дни сугубого воздержания в нем - это среды, пятницы, а так же период с 2 по 6 января.

Важно понимать, что указанные установления являются своего рода ориентиром, к которому необходимо стремится, соотносясь с реальной жизнью, и который относится только к православным христианам, добровольно решившим подготовится к празднику Рождества Христова. Кульминацией этой подготовки является богослужение в рождественскую ночь, где христиане причащаются Телу и Крови Христа и тем самым исполняют важнейший завет Господа о единении с Ним.

На пути к Рождеству православная церковь вспоминает и еще одно событие, отмечаемое 4 декабря по новому стилю, которое помогает христианам подготовится к великому празднику и как-то по особому взглянуть на него. Мы имеем ввиду «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Этот праздник носит название двунадесятого, то есть он празднуется во всех православных поместных церквях и является одним из двенадцати особенно важных. Как ни странно, стал таковым он относительно недавно, веку к 15-му, а то и позже, хотя, так или иначе, отмечался века с 7-8-го.

В основе праздника лежит древнее предание, восходящее к 2-му веку о детстве Девы Марии, будущей матери Иисуса Христа. Предание гласит, что родители Богородицы до глубокой старости не имели детей и, по древнееврейским народным представлениям, считались проклятыми. Иоаким и Анна, так их звали, были людьми очень верующими, благочестивыми. Они все свое упование возлагали на Бога и несмотря на преклонные годы просили Создателя даровать им ребенка. В конце концов, у них родилась дочь - Мария. Видя в этом явное чудо Божие и предугадывая особый промысел Божий о ребенке, родители решили со временем посвятить девочку Богу, для чего в возрасте трех лет привели ее в Иерусалимский древний храм, где отдали на воспитание. Девочка, к удивлению присутствующих, сама вошла в Храм, где ее встретил первосвященник.

Со временем это предание обросло разного рода подробностями и нюансами, разобраться в истинности и значении которых могут лишь специалисты. Для нашей заметки и для того, чтобы понять смысл праздника, вполне достаточно того, что сказано выше.

В отличие от Рождества Христова в праздновании «Введения во храм Пресвятой Богородицы» важно не столько само событие, сколько те уроки, что предлагает христианам Церковь. В самом событии традиционно усматривают как бы начало проповеди о Христе. У древнего Израиля был всего один храм, он располагался в столице еврейского государства - Иерусалиме. Это был центр религиозной жизни израильского народа, Храм олицетворял уникальную по тем временам веру в Единого Истинного Бога. Именно здесь перед людьми предстала маленькая девочка, судьба которой была отмечена особым Божьим проведением. Как заря предваряет появление солнца, так проповедь Христа была предварена рождением и особой посвященностью Богу Девы Марии, знаком чего и явилось приведение ее в Храм и последующее воспитание при Храме.

О подготовке к празднику Рождества

Если кто-то желает по-настоящему отметить праздник Рождества Христова, то, наверное, прежде всего надо понять, какую ценность имеет религиозная составляющая. Для христиан она главная. И дело тут совсем не в том, кто и как постится. Религиозность определяется не этим. Важно, как человек относится к заповедям Божьим и насколько готов он свою жизнь посвятить Богу.

Если пост говорит нам о том, как телесно, даже формально подготовится к празднику, то праздник «Введения», как бы начинающий пост, говорит о самой сути. Особые, личные, глубокие отношения с Богом не могут возникнуть на пустом месте, они сильно зависят от воспитания человека, от того, с кем и как жил он в детстве и в конечном итоге от готовности свою жизнь посвятить Богу. Христианство учит, что встреча человека и Бога может состояться в любой момент, но вот какие плоды эта встреча принесет, насколько плодородна и подготовлена будет духовная почва сердца человека - это во многом зависит от воспитания и личного произволения человека. Церковь из года в год напоминает христианам об этом, на примере девы Марии. Богородица не только воспитывалась при храме, но и сама проявила волю к этому. Дева Мария лично откликнулась на призыв Божий и прошла настолько удивительный и уникальный путь, что смогла стать матерью Христа.

Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах