Примерное время чтения: 6 минут
363

Митинг на проспекте Сахарова. Что дальше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Поздравляем с новым, 2012 годом и рождеством христовым! 28/12/2011

Акция «За честные выборы» в Москве собрала на проспекте Сахарова от 30 (по данным МВД) до 100 (по данным организаторов) тыс. человек. В тот же день в столице митинговали ЛДПР и движение политолога С. Кургиняна «Суть времени», которые выступали против «оранжевых революций». В Петербурге на митинг «За чест­ные выборы» собрались около 1500 человек, в Новосибирске - 800-1500. Протестовали также в Барнауле, Омске, Хабаровске…

Митинг на Сахарова пробил потолок численности, достигнутый ранее на Болотной площади. Он был лучше организованным (огромная сцена, мощный звук) и заметно более злым по отношению к руководству страны (этого не стали скрывать даже всегда сдержанные в оценках государственные телеканалы, рассказав об «антипутинском характере» акции). Он пестрел флагами всех цветов (от красных коммунистических до жёлто-чёрных националистических) и десятками тысяч белых шариков и ленточек (символ борьбы за честные выборы). Он впечатлил подбором ораторов, и это была не только «несистемная» оппозиция в лице М. Касьянова, В. Рыжкова, Б. Немцова, Г. Каспарова, А. Навального, Е. Чириковой. Пришли кандидаты в президенты М. Прохоров (он, правда, не выступал) и Г. Явлинский, экс-министр финансов А. Кудрин, светская дива К. Собчак, писатели Б. Акунин, Д. Быков, В. Шендерович, музыкальный критик А. Троицкий, видеообращения прислали Ю. Шевчук и Л. Парфёнов… Да и слушали их люди тоже самые разные: в основном молодые (студенты, офисные менеджеры, предприниматели - хорошо одетые и с айфонами в руках), но встречались и бойкие пенсионерки, когда-то прозванные «анпиловскими бабушками».

Народ бурно реагировал на выступления: одних (как Кудрина или Собчак) освистывал, другим аплодировал. У площади не было одного кумира. Вряд ли можно считать таковым даже юриста А. Навального, в чьём выступлении ощущался скорее провокационный адреналин, чем мудрость политика. «Я вижу, здесь достаточно людей, чтобы взять Кремль и Белый дом прямо сейчас!» - орал он в микрофон. Впрочем, вынужден был оговориться: «Мы мирная страна, мы не сделаем этого». И точно - на баррикады большинство явно не рвалось.

Люди спокойно разошлись, поддержав требования «освобождения всех политзаключённых, отмены итогов думских выборов, отставки В. Чурова и расследования всех нарушений, регистрации оппозиционных партий и  проведения новых, открытых и честных выборов».

«Лучшая часть нашего общества, или, вернее, наиболее продуктивная его часть, требует уважения к себе… Тектонические структуры общества пришли в движение» - так накануне митинга оценил происходящее в России 1-й замглавы Администрации Президента РФ Владислав Сурков. Впрочем, по его словам, этого не стоит пугаться: «турбулентность, даже сильная, всё-таки не катастрофа, а разновидность стабильности. Всё будет хорошо».

Без глупостей!

О том, что власть готова меняться, заявил накануне президент Д. Медведев (о предложенной им реформе см. материал на этой же странице). Возможно, она с этим слегка припозднилась, признал новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин: «Темпы перемен в общественном сознании и настроениях людей бывают несколько выше, чем скорость тех изменений, которые власть вносит в политическую систему. Митинги как раз говорят об этом… Значит, скорость… должна быть выше».

Многие считают, что приход к митингующим Кудрина, которого премьер В. Путин назвал своим другом, говорит о готовности властей выстраивать диалог с разбуженным обществом. Подойдёт ли экс-министр на роль переговорщика, сказать сложно. Но искать подходы к улице нужно. Главное - вместо диалога не наделать очевидных ошибок. Многие, например, считают глупостью многодневный арест оппозиционера С. Удальцова*, который объявил голодовку. Если он умрёт за решёткой, кому от этого будет лучше? В Тунисе, кстати, недавняя «жасминовая революция» началась с публичного самосожжения уличного торговца фруктами, у которого власти конфисковали товар. Нужны ли России подобные «мученики»?

По мнению одного из лидеров движения «Солидарность» Ильи Яшина, ситуация может развиваться в двух направлениях: «Первый вариант - «белорусский» сценарий. Оппозиционеров отправят за решётку или начнут выдавливать в эмиграцию, участников демонстраций будут увольнять с работы и исключать из институтов... Второй вариант - «польский» сценарий. В Кремле признают законное право оппозиции претендовать на власть. В результате переговоров будут обозначены параметры новой политической системы».

Конечно, есть и другие варианты, а не только те, которые навязывает несистемная оппозиция, пытаясь диктовать власти повестку дня или загнать её в угол. И уже вполне очевидно, что главное остриё борьбы будет направлено лично против В. Путина в рамках президентской кампании.

Повестка Путина

«Сейчас власть импровизирует, - сказал «АиФ» Евгений Минченко, президент Международного института политической экспертизы. - Но массы радикализуются быстрее... И вряд ли идеи, озвученные в президентском послании, удовлетворят всех недовольных. Да, оппозиция остаётся по-прежнему рыхлой, раздробленной. Многие её лидеры типа Немцова непопулярны. Но кто, например, знал лидеров революции в Египте? Не было единого центра и у протестов в Италии, которые снесли Берлускони».

Сергей Марков, политолог и член Общественной палаты, советует В. Путину не «плясать под дудку улицы», а заняться чисткой рядов: «Люди ценят в партии власти способность устойчиво следовать избранным курсом. Она не должна вести себя как ветреная блондинка. Нужно слушать людей, но при этом идти на опережение. Например, объявить войну безумной бюрократизации, которая душит тот самый средний класс. Сегодня на площадях мы наблюдаем бунт владельцев «киа», «шкод», и «фордов» против владельцев «мерседесов», которые всех достали, в том числе своими мигалками. Но этот протест, во-первых, пытаются оседлать владельцы гламурных «лексусов». А во-вторых, к нему ещё не присоединилось большинство - владельцы «жигулей» и те, кто ездит на метро и автобусах. У них своя повестка дня, свои требования. Важнейшие из них - убрать аморалку с ТВ, остановить спаивание народа, объявить войну наркомафии. Это куда важнее отставки Чурова! И власть должна действовать на опережение».

Пожалуй, главный вывод из событий последних дней: никто в России (кроме разве что немногочисленных профессиональных бузотёров) не хочет революционных потрясений. Они не нужны власти - и своей готовностью менять правила политической игры она пытается это доказать. Они не нужны ни одной из парламентских партий - все они прибавили в политическом весе после думских выборов и «переигрывать» не хотят. Не нужна революция десяткам миллионов россиян, которых принято называть малоимущими, - они хотят разумного и справедливого государства, но не государства, снова разнесённого «до основанья, а затем...». Да и тем самым «рассерженным горожанам», больше других вкусившим «плодов стабильности», тоже есть что терять. Нашей государственной «матрице» нужна скорее перезагрузка, чем революция. Вопрос лишь в скорости и глубине требуемых перемен.

* Cергей Удальцов (род. 1977 г.). Лидер движения АКМ («Авангард красной молодёжи»), координатор «Левого фронта». Правнук члена РСДРП с 1905 г., большевика Ивана Удальцова.  Более 100 раз задерживался на демонст­рациях, в последний раз - 4 декаб­ря с. г., после чего объявил сухую голодовку.

Оцените материал
Оставить комментарий (84)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах