aif.ru counter
124

Пост: питайся проще, а сэкономленное отдай нуждающимся

О том, что такое пост и как правильно питаться во время поста, рассуждает Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.

Наша культура, наша традиция, наша русская самобытность так или иначе должна проявляться в нашей жизни. Для некоторых людей зайти в храм на Рождество Христово, на Пасху и хоть в некоторой степени соблюсти Великий пост —непременные атрибуты связи с родной культурой, родной историей.

А что это собственно такое Великий пост, и каковы настоящие правила его соблюдения? Что можно есть, чего нельзя делать, можно ли, например, вступать в брак и зачинать детей?

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо понять, что есть как минимум четыре подхода к посту: диетический, суеверный, экзистенциальный и церковный.

Диетический — это когда люди пользуются традиционным для нашей культуры поводом и, заботясь о своем здоровье или фигуре, воздерживаются от некоторых видов пищи.

Суеверный — основан на страхе человека перед непознанным и стремлении получить какие-то дополнительные гарантии своего благополучия, в данном случае присущие нашей традиции. Такой подход к посту подпитывается народной, как правило, псевдоцерковной мифологией, ее особенность — множество запретов, несоблюдение которых влечет за собой различные кары и проклятия. Личная ответственность и стремление в важных моментах жизни самому принять решение отступают на второй план: чтобы не вышло чего-нибудь плохого, в дни Великого поста лучше не жениться и не зачинать детей… В этом случае пост для людей является своего рода амулетом, внешним «защитником».

Экзистенциальный подход к посту коренится в очень глубоком и важном для человека чувстве жертвенности. В преддверии чего-то важного человек и себе, и окружающим, и Богу, если он в Него верит, старается показать, что готов к жертве, что сам для себя не является главным, что есть в жизни смыслы и ценности вне самого человека. Например, та же женитьба. Кто-то, как мы говорили, перенесет ее на непостное время из страха, а вдруг брак распадется? Кто-то же — из стремления испытать себя и свидетельствовать о том, что ради женитьбы готов пожертвовать чем-то. Или другая ситуация. У человека в жизни что-то не так. Никакой возможности исправить ситуацию нет, но есть искреннее желание что-то сделать, показать себе и другим, что готов не просто сидеть сложа руки, чем-то, опять же, пожертвовать ради надежды, и сама традиция подсказывает один из возможных вариантов — отказать себе в чем-то во время поста.

В церковной традиции, я думаю, присутствуют и тесно переплетены все эти варианты. Но неверно думать, что они ее определяют. Если кто-то решил поститься по-церковному, по-настоящему, то придется взглянуть на пост совершенно с другой стороны и быть готовыми на серьезный подвиг.

Несколько слов о появлении традиции Великого поста. Нет никаких сомнений, что христиане первых веков готовились к Пасхе недельным воздержанием, вспоминая страдания Христа. Это было полное воздержание от пищи каждый день до захода солнца. Примерно так постятся мусульмане сейчас. Наряду с этим была группа людей, которая постилась схожим с современным образом в течение нескольких недель до Пасхи. Это были люди, готовящиеся к крещению, которое в древности часто совершалось именно на Пасху. Из солидарности к ним традиция поститься задолго до наступления Пасхи стала всеобщей, дойдя в конечном итоге до семи недель. Однако смысл Великого поста остался неизменным — это подготовка к Пасхе. Со временем, не без влияния монашеской традиции, пост превратился в отказ от некоторых видов пищи, прежде всего мясных и молочных, а Великим постом - и рыбных. Таким образом, в наши дни желающие правильно поститься могут перейти на растительную пищу, понимая, что это воздержание, эта жертва — одна из возможностей подготовиться к встрече Пасхи.

Но это только половина дела. Дело в том, что еда должна быть не более чем едой. Об этом еще в первом веке христианам писал апостол Павел: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Смысл его слов в том, что плоды неедения сами по себе не имеют ценности. Ценно для христиан, по словам того же апостола, нечто иное: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, — на обладающих ими нет закона.

То есть, оказывается, критерий того, правильно постится человек или нет, существует, и состоит он в обретении или отсутствии радости, мира, долготерпения, любви. А обретение этих, как говорят, добродетелей или укрепление в них — куда больший и серьезный труд, чем изменение меню.

Очень важной составляющей правильного поста является посильное служение ближним, пусть даже это будут родственники, на которых не нашлось иного времени, пусть даже это будет помощь добрым словом. Кстати, один из древнейших советов правильно провести пост — это питаться проще и дешевле, а сэкономленную сумму потратить на добрые дела или отдать нуждающимся.

Я уверен, что каждый сам должен решить, что для него Великий пост, и поститься так, как сочтет нужным, и именно это и будет правильно.

Отдельно надо сказать о женитьбе и зачатии детей в пост. Исходя из самой сути церковного поста родилась традиция: браки в это время не совершаются. Но очень важно понимать, что сказанное относится к брачному союзу только церковных людей. Никаких проклятий по отношению к нарушившим это правило в церковном каноническом праве нет.

Супружеские сексуальные отношения никогда не регламентировались Церковью. Все пожелания на этот счет носили рекомендательный характер, и окончательное решение этого вопроса всегда предоставлялось семье. Церковное право также не содержит никаких проклятий в адрес младенцев, зачатых Великим постом, и их родителей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы