Примерное время чтения: 5 минут
157

Корабелы Балтийского завода: «Последние полгода работаем не благодаря помощи чиновников, а вопреки»

– После развала государства нам досталось тяжелое наследство. К примеру, атомный ледокол «50 лет Победы» дожидался спуска на воду без малого двадцать лет. Проект крупнейшего атомохода в мире утвердили в середине 80-х годов прошлого века.

Затем с помпой объявили о начале строительства на Балтийском заводе в Ленинграде. В порт приписки – Мурманск нынешний флагман отечественного атомного флота пришел из Питера в апреле 2007 года.

Событие назвали знаковым. Глава государства окрестил ввод в эксплуатацию ледокола нового поколения «фундаментом Федеральной целевой программы по судостроению».

- Это модернизированный вариант второй серии ледоколов типа «Арктика», - вспоминает ветеран Балтийского завода, лауреат государственной премии Анатолий Давыденко. – Сейчас на нем установлена цифровая система автоматического управления нового поколения и современный комплекс средств обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомной энергетической установки. Длина судна составляет 159 метров, ширина – 30 метров, полное водоизмещение – 25 тысяч тонн, скорость хода – 18 морских узлов. Максимальная толщина льда, которую преодолевает судно, – 2,8 метра. Атомоход оснащен системой «Антитеррор», снабжен экологическим отсеком для сбора и утилизации отходов. Аналогов в мире не имеет. Подобное можно сказать обо всех наших разработках последних лет.

В 90-е отрасль полностью ушла на дно, казалось, что специалисты покинули Балтийский навсегда. Но жизнь вроде бы налаживалась. Повернулось лицом государство. Появились крупные заказы.

Дизель-ледокол «Санкт-Петербург» в питерском порту встречали первые лица государства.

- Это второе судно подобного класса, построенное на отечественной верфи за последние тридцать лет. Есть еще ледокол «Москва». Оба лайнера – предмет нашей особой гордости, - комментирует гендиректор Балтийского Андрей Фомичев. - Ни одна верфь в Европе до сих пор не строила ледоколы с винторулевыми колодками, как на «Москве» и «Санкт – Петербурге». - Это будущее современного российского флота.

Увы, нынешняя экономическая ситуация на флагмане отечественного судостроения поставила это будущее под большое сомнение.

В 6-ом литейном цехе Балтийского завода по-прежнему «печь включена», но вот металл здесь теперь льют не для ледоколов и подводных лодок, а для нижегородской епархии. Заказ на колокол для православного храма совсем скоро будет выполнен. Чем балтийцы займутся дальше, они и сами не знают. Ситуация на заводе, мягко сказать, нестабильная.

Головной проект балтийцев - первая в мире плавучая атомная электростанция могла бы основательно поправить финансовое положение завода. За это судно заказчик - корпорация Росэнергоатом - должен оплатить 1.5 млрд. рублей.

- Главный заказчик «Росэнергоатом» не платит, - рассказывает Вячеслав Фирюлин, председатель профсоюзного комитета Балтийского завода. - Мы официально отчитались о работе на 1 млрд. рублей. Нам предлагают рассчитаться векселями несуществующего банка. По сути дела это фантики, на них ничего не купишь.

На приобретение завода сейчас претендует Объединённая судостроительная корпорация. ОСК не устраивает сумма, которую просят за Балтийский завод и Северная верфь , - государство готово заплатить около 20 миллиардов рублей, а владельцы рассчитывают получить почти 100.

В профкоме Балтийского завода уверяют, что ситуация с невыплатами зарплаты, похоже, меняется в лучшую сторону. По крайней мере, за июнь и июль с рабочими рассчитались. Так что говорить о каком-то банкротстве ещё рано.

- Завод государству нужен, но его хотят купить за бесценок, поэтому и толкают к банкротству, - поясняет ситуацию Вячеслав Фирюлин. - Не дают работу, кредиты, надеясь, что завод сам умрёт. Вот мы и работаем последние полгода не благодаря помощи чиновников, а вопреки.

-  То, как ведет себя госкорпорация по отношению к Балтийскому заводу, напоминает неспешный рейдерский захват, - считает ведущий аналитик консалтинговой группы «Северная столица» Павел Дорохин. – Взявшись финансировать дорогостоящий проект по строительству плавучего атомного энергоблока (ПАТЭС), а затем, отказавшись платить по счетам, руководство атомного ведомства искусственно нагнетает кризисную ситуацию.

- Долгое время нам удавалось держать происходящее под контролем, - объяснят ситуацию генеральный директор завода Андрей Фомичев. – Мы продолжали строительство энергоблока практически за счет собственных средств. После того, как стало ясно, что руководство «Росэнергоатома» в ближайшее время не намерено погасить долг в размере 1,5 миллиарда рублей, мы приняли решение обратиться за помощью к Владимиру Путину – направили ему открытое письмо.

Российскому премьеру не раз приходилось тушить пожары пламенных споров хозяйствующих субъектов. Вот и сейчас он продемонстрировал, что не намерен бросать на произвол судьбы питерских корабелов. На вчерашнем своем выступлении на Межрегиональной конференции Северо-Западных отделений «Единой России» в Чебоксарах он пообещал решить проблему Балтийского завода.

- Судостроительные верфи предстоит модернизировать и расширять, в том числе под создание судов ледового класса, танкеров, ледовых платформ, а также плавучих атомных электростанций. Первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» строится на Балтийском заводе. Знаю, что там есть определенные проблемы финансового характера, - будем их решать, - отметил Путин.

Глава правительства подчеркнул, что «закладывается целая серия ледоколов, включая атомоход «Лидер» мощностью 110 МВт, и делать эти суда, конечно, будут здесь, на верфях Северо-Запада, у нас в России, безусловно».

После такого выступления премьера корабелы Балтийского завода поверили, что действительно не останутся без работы. 

Источник - tv100.ru

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах